Хафец Хаим. Предисловие к Мишне Бруре (черновик; перепечатка запрещена)

Mar 19, 2013 02:32

И вот этот человек, хотя он и из малочисленных творений и сотворен позже [других], но по своей качественной ценности, если удостоится он прилепиться к Г-споду и устремится выполнять волю Его, то станет он самым значащим из них, как сказано в Танахе: «Так сказал Г-сподь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих… И все это рука Моя сотворила… И на этого смотреть буду: на смиренного и сокрушенного духом, и дрожащего над словом Моим» [2]. И ради него подготавливалось все сначала в течение этих шести дней, и отдана была под его власть рыба морская и птица небесная и все, что поползет по земле, чтобы все были готовы приносить пользу и служить ему, а он был создан, чтобы служить Г-споду своему, изучая Тору и выполняя ее заповеди; ради этого и произошло все Сотворение Мира, как говорилось в Танахе: «[И сказано было Йирмеяhу слово Г-сподне: Разве ты не заметил, как народ этот толковал, говоря: 'оба эти семейства, которые избрал Г-сподь, Он отверг', и как презирают народ Мой, будто он уже для них и не народ?] Так сказал Г-сподь: как [невозможно нарушить] союз мой со днем и с ночью, [а также невозможно, чтобы] не установил Я законов неба и земли, [Так [невозможно, чтобы] отверг Я потомство Яакова и Давида, раба Моего, дабы не брать из рода его правителей потомкам Авраама, Йицхака и Яакова; ибо возвращу Я пленных их и помилую их]» [3]. И все, что задумано Г-сподом, да будет Он восславлен, служит исключительно для того, чтобы облагодетельствовать нас, чтобы благодаря этому мы обрели способность принимать в дар благодать Его и великую милость Его в этом мире и в мире грядущем, как написано в Танахе: «И заповедал нам Господь исполнять все уставы эти, […] дабы хорошо было нам во все дни, чтобы оставить нас жить, как ныне» [4]. И это выражение «как ныне», на первый взгляд, кажется неточным. И чтобы объяснить это, я скажу так же, как уже давно разъяснял написанное в недельном чтении Ахарэй [Мот]: «И соблюдайте законы Мои и установления Мои, и если будет поступать в соответствии с ними человек, то будет жить ими» [5] ; и перевел Онкелос [6] слова «то будет жить ими»: «жизнью вечной». И скажу я, что простое объяснение этих слов таково: известно, что все творения: как находящиеся здесь, на земле, от рода человеческого и ниже, так и находящиеся в небесах и называющиеся именем «воинство небесное», и даже высшие из высших, - все они нуждаются в благодати Г-сподней, да будет Он восславлен, поскольку среди нас нет никого абсолютно совершенного кроме одного Г-спода, как написано: «Ты сотворил [небеса, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, и моря, и все, что в них,] и Ты даешь им всем жизнь» [7]; только питает их пища не так, как наша, ибо это пища духовная и небесная, как написано: «Хлеб небесный ел человек» [8]; и говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: "Это хлеб, который едят ангелы-служители" [9].

Из этого следует простой вывод, что даже выходя из материального тела, душа нуждается в пище; и это подобно плоти тела человека, когда перед наступлением святой Субботы он снимает с него будничные одежды и надевает субботние; так можешь ли ты себе представить, чтобы вслед за этим [плоть] перестала нуждаться в пище? Точно так же обстоит дело и с душой, очищающейся благодаря тому, что снимает с себя одежды, которые есть кожа и плоть, как написано: «Кожей и плотью Ты облек меня» [10] - разве она не будет больше нуждаться в пище, оживляющей ее? А классифицируется пища [души] так: когда душа спрятана в этом мире, в своем материальном облачении, установил для нее Святой [Творец], да будет Он восславлен, пищу, воспринимаемую также и материальными органами чувств; напротив, впоследствии она не способна жить, [питаясь] от материального: во-первых, потому что оно материально; а во-вторых,  потому, что материальная пища, поскольку Его творения здесь находятся в мире подвластном времени, даже если эта пища очень высокого качества, она не может питать человека больше, чем короткое время - день-два или чуть больше - и уж ни в коем случае не вечно; а душа - разве там она не существует вне времени? Следовательно пища души должна быть субстанцией небесной, духовной и неподвластной времени. Поэтому Святой [Творец], да будет Он восславлен, по великой милости Своей, дал нам святую Тору также неподвластную времени, и благодаря ее соблюдению, светит Свет Г-сподень на наши души, и от этого Света мы получаем наслаждение, и наслаждение это - духовного свойства, и об этом сказано: «Тогда наслаждаться будешь в Г-споде» [11]. И об этом говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Праведники сидят с коронами на головах и наслаждаются блеском Шхины» [12]; и это - величайшее из всех наслаждений, которые только можно сыскать в мире, и оно дает нам жизнь вне времени.

И именно об этом мы говорим, благославляя Тору после ее чтения: «И жизнь вечную Он посеял внутри нас» [13, стр. 441], имея в виду, что внутри нас, в среде народа израильского, посадил Святой [Творец], да будет Он восславлен, саженец, [питаясь от] которого мы сможем жить вечно; ибо Тора для души подобна древу жизни в саду Эдема, и вкушающий от плода его жил бы жизнью, которая была бы вечной и для тела, как известно (Кэтувот, лист 111) [14]; так как Свет Торы оживит его и поднимет его на ноги навек; напротив, у идолопоклонников душа будет оживляться только, когда она связана с телом и благодаря питанию тела, и наоборот, позже, когда будет нечем ее оживлять, она неминуемо прекратит существование (после того, как настрадается за свои прегрешения, ведь только на время достаточное, чтобы принять наказание, будет дана ей жизнь). И об этом писала нам Тора: «И соблюдайте законы Мои и установления Мои, и если будет поступать в соответствии с ними человек, то будет жить ими» [5], то есть жизнью вечной (как перевел Онкелос [6]); имея в виду, что «ими» означает именно «законами Моими и установлениями Моими» и никакими другими вещами. И именно об этом еще писала нам Тора: «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро» [15], и имела в виду именно жизнь, ибо в результате соблюдения Торы к душе притягивается Свет, а Свет этот оживит ее навеки. И именно это мы также говорим в благословении перед чтением «Шма»:  «Любовью вечной возлюбил Ты народ Свой, дом Израиля. Торе и заповедям [научил Ты нас, и потому, Г-споди Б-же наш, - ложась и вставая, будем говорить мы о законах Твоих и радоваться словам Твоей Торы и заповедям Твоим - во веки веков]»; что означает: поскольку Он любит нас вечной любовью, Он дал нам Тору и ее заповеди, чтобы под воздействием ее Света мы ожили навек. И как раз это мы сразу же говорим, завершая [благословение]: «Ведь в них - жизнь наша и долголетие наше» [13, стр. 259].

Из наших слов следует, что Святая Тора, попросту говоря, - духовная пища для души подобно тому, как хлеб - это пища для тела. И об этом написано: «Идите, ешьте хлеб Мой и пейте вино, Мною растворенное» [16]; а, как известно, хлеб - это намек на законы Торы, а вино - это намек на тайны Торы, скрытые в ней подобно вину, скрытому в винограде. А раз так, то подобно тому, как человек изо всех сил стремится заработать деньги, чтобы при любых обстоятельствах купить хлеба и накормить свое тело, чтобы оно не ослабело от голода и чтобы не сократились дни его, то он еще в гораздо большей степени обязан приготовить пищу для души, заключающуюся в соблюдении Торы и выполнении ее заповедей, чтобы не прекратила существования душа его и не умерла вечной смертью, Б-же сохрани.

Все это должно разъяснить стих, с которого мы начали: «И заповедал нам [Господь исполнять все уставы эти …] дабы хорошо было нам во все дни, чтобы оставить нас жить» [4]; то есть благодаря соблюдению законов Торы, мы будем жить и останемся навсегда, даже в мире, который весь - благодать. А что, если скажет человек, зачем он должен готовиться к жизни там, разве в конце дней жизни его не отделится его душа от тела, и тогда что будет с этой подготовкой? Поэтому в конце стиха написано: «как ныне», и имеется в виду, что точно так же, как ты видишь, что для человека здесь, в этом мире, создана пища, с помощью которой его жизнь поддерживается короткое время, так и создана для него духовная пища, чтобы поддерживать его жизнь во все дни, и происходит это благодаря соблюдению законов Торы. А награда за изучение Торы весьма и весьма велика, как говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Вот дела, плоды которых человек вкушает [в этом мире, но награда за них сохраняется для него и в мире грядущем. Они таковы: почитание отца и матери, благотворительность, ранний приход в дом учения утром и вечером, гостеприимство, забота о больных, помощь невестам в устройстве свадьбы, участие в похоронах, сосредоточенность при молитве, участие в достижении мира между людьми] - и изучение Торы равнозначное им всем, вместе взятым» [17], [13, стр. 17]; кроме того, благодаря изучению Торы, заповеди человека преумножаются почти безмерно, согласно доказательству из Иерусалимского Талмуда, приведенному hаГра [18] в Шенот Элияhу [19], по которому каждое без исключения слово, изучаемое человеком в Торе есть само по себе предписывающая активные действия заповедь.

И хотя изучение Торы - это все, что человек изучает [в ней], и даже [изучая] Кодашим [20] и Тэhарот [21], он выполняет предписывающую активные действия заповедь изучения Торы; тем не менее основной для человека частью изучения должно быть то, что ведет к практическим делам. И поэтому писали наши мудрецы, да будет память о них благословенна (Брахот, 8 ) [22] [по поводу стиха] «Любит Г-сподь врата Сиона больше всех обителей Яакова» [23]: «Любит Г-сподь места собраний, где выносятся квалифицированные hалахические решения, больше, чем синагоги и места изучения Торы» в среде Яаакова. См. в Йорэ Дэа [24] (п.246), Шах [25] со ссылкой на Пэриша [26], [где сказано], что каждый человек должен изучать hалахот каждый день, чтобы это изучение привело нас к  практическим делам. И изучение hалахот обеспечивает человеку жизнь в мире грядущем, только нужно позаботиться о том, что изучать [hалаху] надо каждый день; поскольку есть в Гемаре [27] [такие слова]: «Танна дэВэй Элияhу [28] [сказал]: каждому, кто изучает hалахот каждый день, [обеспечена доля в мире грядущем, как сказано: ‘Пути {на иврите: hалихот} Его вечны’ [29]. Читай не ‘hалихот’, а ‘hалахот’]». И есть в Мидраше Шохер Тов [30] [слова:] «Бар Капара [31] говорит: Изучал человек по две hалахот утром и по две - вечером, и делая это, следовал [изречению]: ‘И о Торе Его размышляет он днем и ночью’ [32]».

И поэтому становится ясно, что изучение части Орах Хаим [1] имеет высший приоритет по сравнению со всем, и хотя все четыре части Шульхан Аруха нужны на практике, тем не менее эта часть важнее всего, поскольку сведения, содержащиеся в ней, нужны [человеку]  во все дни его жизни для соблюдения Торы, и без них сын Израиля не должен и пальцем пошевелить. И можно сказать, что именно это имел в виду стих: «И соблюдайте законы Мои и установления Мои, и если будет поступать в соответствии с ними человек, то будет жить ими» [5];  ибо соблюдение - это изучение (согласно комментарию Раши [33] к недельному чтению Эмор). А что должен человек изучать сначала, чтобы «поступать [в соответствии с ними] ...» [5] ? Он должен приобрести знания всегда нужные для его повседневной практической жизни.

Но когда мы вдумаемся, то увидим, что из-за нашей греховности великой, немногие люди приняли на себя обязанность изучать это, даже среди тех, кто трепещет перед Б-гом в сердце своем и хочет укрепиться крепостью Торы и выполнением ее заповедей; но таким людям надлежало бы среди прочего, прежде, чем изучать что-то другое, тщательно изучить эту часть, чтобы знать, по какой дороге идти. И попытался я узнать, какова причина этому, и выяснил, что их две: первая заключается в том, что Шульхан Арух [1] сам по себе, без изучения Тура [1], подобен книге за семью печатями, поскольку, когда Бэт Йосэф [1] задумывал Шульхан Арух [буквально: «накрытый стол»], его идея состояла в том, что сперва будут изучать основы законов и их источники по Туру и Бэт Йосэф [1], чтобы каждый хорошо уяснил причины и обоснование закона, но в Туре и Бэт Йосэф зачастую содержится множество противоположных мнений об очень многих законах; поэтому он накрыл перед нами свой чистый стол, чтобы [читатель] на практике познал hалахическое применение каждого без исключения закона, но не имело бы смысла изучать только [Шульхан Арух], ибо никакой закон нельзя хорошо уяснить, если не изучать его причины и обоснование. Кроме того, знание причин очень часто позволяет понять разницу между практическими ситуациями, поскольку в Шульхан Арухе много раз объединяются в одном пункте действие, допустимость которого  обосновывается только до его совершения [34], и действие, которому необходимо противодействовать даже после его совершения [35]; а также то, что предписано в письменной Торе, и то, что регулируется решениями мудрецов; и это имеет различные практические последствия  в сомнительных случаях [36]; и то же самое касается огромного количества важнейших вопросов в очень многих разделах [Шульхан Аруха], которые становятся ясны человеку только благодаря изучению причин [тех или иных установлений]. А изучение каждого без исключения закона, изложенного в Шульхан Арухе, по его источнику, а также его причины по Туру и Бэт Йосэф человеку было бы весьма затруднительно в наше время, так как по греховности нашей великой, стало меньше доброты и намного прибавилось забот, так что если человек пожелает изучить таким образом в совершенстве, как применяется на практике лишь один средний раздел, ему над этим придется трудиться много дней, а иногда - много недель, как например над разделом 32 и ему подобными (если только не одарил Г-сподь кого-то открытым сердцем и не избавил его от всяких забот).

Второй причиной того, что меньше стали изучать Шульхан Арух, была, как я понимаю, исключительная трудность узнать с его помощью практические рекомендации по применению закона из-за существования множества противоречивых мнений, приведенных в [трудах] Ахароним [37]; и не знает человек, куда ему повернуть - вправо или влево: и если захочет человек всегда строго придерживаться этого установления, то не хватит у него [сил] удержаться, ибо часто излишняя строгость ведет к [излишней] мягкости.

Я продолжал размышлять и понял, что со времени, когда Баэр hэйтэйв [38] вобрал в себя и сократил Диврэй hаТурэй Заhав [39], Маген Авраам [40], а также другие комментарии и ответы на вопросы, которые предшествовали ему, до наших дней прошло примерно 130 лет; и за этот период было напечатано огромное количество комментариев выдающихся и знаменитых людей к Шульхан Аруху: Элия Рабба [41], Матэ Еhуда [42], Маамар Мордехай [43] и многие другие; также и в Шаарэй Тэшува [44] они не упомянуты из-за недостатка места; и в особенности это касается книги При Мэгадим [45], которая заслуживает особой похвалы, в которой по поводу очень многих разделов [Шульхан Аруха] содержится множество новых имеющих практическое значение разъяснений, и рекомендации которой распространились среди народа Израиля, - она также почти совсем нигде не упомянута в Шаарэй Тэшува; так что из множества книг вопросов и ответов, которые необходимо было поместить среди комментариев к этой прекрасной [книге] Шульхан Арух, почти совсем ничего не было помещено, и их чтение было оставлено самому читателю; кроме того, есть огромное множество великих авторов, слова которых распространились по свету уже после напечатания Шаарэй Тэшува, например Гаон Рабби Акива Эйгер [46], Дэрэх hаХаим [47], Маген Гиборим [48], Арцот hаХаим [49] и так далее.

Кроме этого, глядя на страдания и труды Израиля, я понял еще одну вещь: теперь, когда человеку нужно узнать о практическом применениии какого-нибудь закона, недостаточно разъясненного в Шульхан Арухе, ему приходится производить поиск в огромном количестве трудов Ахароним: в При Мэгадим [45], в Дэрэх hаХаим [47], в Хидушей Рабби Акива Эйгер [46], в Хаей Адам [50], в Махацит hаШекель [51] и во многих других; и нет края трудам его. И поэтому пробудился я и набрался сил по милости Г-сподней, да будет Он восславлен, исправить все это, ибо составил я с помощью Г-сподней, да будет Он восславлен, комментарий, как я думаю, достаточный [для понимания] Шульхан Аруха, довел его до законов молитвы и начал писать дальше (на настоящий момент), и назвал я его именем Мишна Брура, и разъяснил я в нем с помощью Г-сподней, да будет Он восславлен, каждый без исключения закон в Шульхан Арухе, и причины его появления, и его обоснование по Гемаре и Поским [37], чтобы не был [Шульхан Арух] подобен книге за семью печатями; а также там, где среди Поским возникали разные мнения, я объяснил, к какому решению пришли Ахароним [37] по hалахическим вопросам, касающимся каждого закона (и комментарий этот был составлен по [следующим источникам]:  Бах [52], Дэриша и Пэриша [26], Элияhу Рабба [41], Беюр hаГра [53], При Мэгадим [45], Биркэй Йосэф [54], Маамар Мордехай [43], Матэ Еhуда [42], Нэhар Шалом [55], Дагуль меРэвава [56], Баэр hэйтэйв [38], Шаарей Тшува [44], Шульхан Арух шель hаГраз [57], Левушей Сэрад [58], Шульхан Шломо [59], Дэрэх hаХаим [47], Хидушей Рабби Акива Эйгер [46], Ешуот Яаков [60], Хаей Адам [50], Махацит hаШекель [51], Маген Гиборим [48], Арцот hаХаим [49] и многим другим сборникам вопросов и ответов).

А внизу страницы открыл я раздел и назвал его Шаар hаЦиюн [61] и в нем снабдил я примечаниями все [комментарии], содержащиеся в Мишне Бруре, чтобы знали, из чьих недр появились на свет эти жемчужины. А там, где я замечал расхождение во мнениях между двумя Ахароним по существу какого-то вопроса, то брал на себя труд и исследовал, что есть вообще на эту тему в книгах остальных Ахароним [37], чтобы понять, сторону кого из святых [мудрецов] они принимают на практике, а в особенность в Беюр hаГра [53][18], столпа и оплота Израиля, да будет память о нем благословенна; ибо решение вопроса всегда зависит от его мнения. Искал я и в книгах Ришоним [37], желая найти разъяснение предмета или ясное доказательство другого рода, ибо, слава Б-гу, у меня есть много книг Ришоним.

И наряду с этим, составил я еще один комментарий под названием Беюр hалаха [62] с целью включить в него пространное разъяснение многих законов, записанных в Мишне Бруре, когда не было места разъяснить их в Шаар hаЦиюн, а также требующих углубенного анализа вопросов. И пусть не подумает читатель, что я просто приводил слова Поским [37], ибо я не намеревался этого делать и совсем этим не занимался, а дело обстояло иначе, так как изучил я, с помощью Г-сподней, в каждом разделе источники законов по Ришоним, а также почти по всем упомянутым Ахароним, чтобы разобраться в их словах. А также помог мне Г-сподь достать книгу Кнесет hаГдола [63] на Орах Хаим [1], а также Шиурей Кнесет hаГдола [64], Олат Тамид [65] и Левуш с Элияhу Зута [66], и все это пригодилось мне и помогло передать их слова с указанием причин и с обоснованием, а не просто краткие высказывания по поводу законов, ибо передача их слов вкратце могла бы породить много искажений (только законы, упомянутые в Баэр hэйтэйв [38] со ссылкой на некоторые книги вопросов и ответов, не попавшие мне в руки, а также упомянутые в При Мэгадим [45] и других книгах, названных выше, не разъяснены таким образом, а я был обязан как-то это сделать). И буду надеяться на Г-спода, что наш комментарий станет для каждого человека ясным учением, [объясняющим] причины и все детали, ведь и все первоосновы законов, содержащиеся в Баэр hэйтэйв и Шаарей Тшува [44], я включил в свое учение.

Да удостоит меня Г-сподь разъяснить и другие hалахот, содержащиеся в Шульхан Арухе, и да укрепит Он сердце мое в служении Ему, и да удостоимся мы возрождения Сиона вскоре, в наши дни; да будет так.

К примечаниям

Previous post Next post
Up