Jan 19, 2015 00:18
На самом деле, в связи с этим возникает вопрос, почему не раскрывалась книга Зоар поколениям Ришоним, которые, несомненно были на более значимой ступени, чем поколения Ахароним, и больше заслуживали этой [книги]; и вместе с тем, спрашивается, почему не раскрылся комментарий к книге Зоар ни ко времени Аризаля, ни каббалистам, предшествовавшим ему. А самое удивительное из всего этого [буквально: удивительное, «превосходящее их всех», словами из Мишлей 31, 29], почему не раскрылись объяснения слов Аризаля и слов книги Зоар со дней Аризаля до нашего нынешнего поколения (см. в моем Предисловии к книге Паним Масбирот на Эйц Хаим в п. 8, начиная со слов «И написано»; внимательно разберись в том, что там сказано). И возникает вопрос: неужели [теперь] «поколения стали лучше» [Вавилонский Талмуд, трактат Евамот, стр. 39Б]? А ответ таков: мир за время своего шеститысячелетнего существования подобен единому Парцуфу, в котором имеются три трети: Рош (голова), Тох (внутренняя часть тела) и Соф (предел, оконечность), то есть ХАБАД (Хохма, Бина, Даат), ХАГАТ (Хэсэд, Гвура, Тифэрэт), НЭhИ (Нэцах, hОд, Есод). И об этом говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: «Два тысячелетия - хаос, два тысячелетия - Тора и два тысячелетия - дни Машиаха» ([Вавилонский Талмуд, трактат] Санhедрин, стр. 97А). Ибо в два первых тысячелетия, представляющие собой стадию Рош и ХАБАД, [светили] очень малые Света, и считались они стадией Рош без Гуф (голова без тела), в которой нет ничего кроме Светов Нэфэш. Ибо Света и сосуды располагаются во взаимно противоположном порядке, поскольку в сосудах действует закон: первые сосуды во всем Парцуфе раскрываются сначала, а что касается Светов, то, наоборот, низшие Света сначала облачаются в Парцуф, и более того, оказывается, что их нет ни в каких сосудах кроме самых высших; то есть только Света Нэфэш нисходят, чтобы облачиться в сосуды ХАБАД, и они являются самыми низшими Светами. И об этом написано по поводу двух первых тысячелетий, что они находятся на ступени хаоса. А во вторые два тысячелетия мира, представляющие собою стадию ХАГАТ сосудов, низошел и облачился в мир, Свет Руах, являющийся сущностью Торы. И поэтому говорили [мудрецы] о двух средних тысячелетиях, что это Тора. А два последних тысячелетия - это НЭhИМ дэКэлим (Нэцах, hОд, Есод и Мальхут сосудов), и поэтому облачается в мир в это время Свет Нэшама, больший Свет по интенсивности, и поэтому это дни Машиаха. То же происходит в каждом частном Парцуфе: в сосудах ХАБАД ХАГАТ до его Хазэ (груди) Света скрыты, и не начинает открыто светить Свет Хасадим, что означает раскрытие hэЭрат Хохма Эльона (свечения высшей мудрости) только от Хазэ и ниже, то есть в его НЭhИМ. И такова причина того, что до времени, когда начали раскрываться в Парцуфе мира сосуды НЭhИМ, представляющие собой два последних тысячелетия, была мудрость книги Зоар вообще и мудрость Каббалы в частности скрыта от мира; лишь во времена Аризаля, когда уже приблизилось время образования сосудов от Хазэ и ниже, раскрылось в мире свечение высшей мудрости благодаря Б-жественной душе рабби Йицхака Лурии, да будет память о нем благословенна [т.е. Аризаля], который был готов обрести этот великий Свет и поэтому раскрыл основы, заключенные в книге Зоар, а также мудрость Каббалы до такой степени, что превзошел всех Ришоним, своих предшественников. И вместе с тем, поскольку эти сосуды еще полностью не сформировались (ведь, как известно, он умер в 5332 году), поэтому мир не был еще достоин того, чтобы раскрылись его слова. И были его Святые слова уделом лишь немногих избранных единиц. Ибо не было им дано власти раскрыть их миру. А теперь, в нашем нынешнем поколении, после и ввиду того, что мы уже подошли близко к завершению двух последних тысячелетий, дарована власть раскрыть миру слова его, да будет память о нем благословенна, и слова книги Зоар в весьма значительной мере. Таким образом, начиная с нашего нынешнего поколения и далее станут раскрываться слова книги Зоар с каждым разом больше и больше, пока не раскроются в полной мере, желаемой Г-сподом, да будет Он восславлен.