Рабби Еhуда Ашлаг. ТЭС ч.1 гл.1 тема 4. Черновик. Перепечатка запрещена

Jan 07, 2010 02:52


Рабби Еhуда Ашлаг

Талмуд Эсер hаСфирот
(Учение о 10 Сфирот)

Часть первая

Цимцум вэКав
(Ограничение и Луч)

Глава первая

[Аризаль.] Эйц Хаим (Древо Жизни). Шаар Алеф (Портал первый). Анаф Бет (Ветвь вторая).

Тема четвертая

Пространство, оставшееся после Цимцума (ограничения [получения Света]) имело круглую форму

[Текст Аризаля] (стр. 9)

И тогда остались: Маком Пануй (незаполненное место), Авир (воздух) и Халаль Рейкани (свободное пространство), [простирающиеся] от самой центральной точки.

Ор Барух
{8} Маком Пануй (незаполненное место). В основе последовательности развития миров, начиная от Эйн Соф (от Бесконечного) до Гмар hаТикун (до конца исправления) от предыдущего [элемента последовательности] к последующему, лежит то, что желание сотворенного, по сути дела, заключается в том, чтобы получить наслаждение и удовольствие. А стало так потому, что пожелал Святой [Творец], да будет Он восславлен, облагодетельствовать [сотворенное], и, само собой разумеется, был создан закон, обязывающий получающего Благодать испытывать огромное желание и стремление получать Благодать Его, да будет Он восславлен, до бесконечности.

И поскольку существует возможность, что получающему будет присуще ощущение себя ущербным из-за того, что он воспринимает себя получающим и потребляющим то, что ему не принадлежит, возникло желание у Маациля наделить творения и Нээцалим, чтобы явить миру совершенство деяний Своих, то есть чтобы и ощущения этого недостатка можно было избежать и чтобы была Благодать полномерной, без какой-либо возможности ощутить недостаток чего бы то ни было. И благодаря тому, что возникло желание (6), произошло так, что сосуд получения, созданный этим желанием облагодетельствовать, в большой мере ограничил себя и свое желание, во всяком случае, этим было наложено также ограничение на Свет, ибо нет принуждения в духовном, и, если налагается ограничение на сосуд, то Свет не принуждает его и не входит внутрь него, но Свет исторгается благодаря исторжению желания, ибо желание и сосуд в духовном - это одно и то же, и если нет желания, то нет сосуда, в который мог бы войти Свет.

hЭарот вэБэюрим (стр.49)
(6)  Возникло желание [непереводимое примечание, объясняющее слова «Ала бэРацон» (возникло желание) более употребительным выражением «hаРацон нитАле», означающим то же самое].

Ор Барух (стр. 9)
И это называется Маком Пануй (незаполненным местом), поскольку оно открыто для обретения исправления и большего совершенства, чем ранее, ибо до этого не существовало места, и только таким образом создается необходимое место пригодное для исправления, для которого используют термин «создается место». (А исправление, о котором говорилось, заключается в том, чтобы получение осуществлялось Нээцалем только ради того, чтобы доставить удовольствие его Создателю, и чтобы он таким образом избежал порока [человека] потребляющего то, что ему не принадлежит).

Ор Шалом
И тогда остались: Маком Пануй (незаполненное место) ...; пояснение: сначала не было места, чтобы произвести исправления, а после Цимцума (ограничения получения Света) создается место для исправлений. То есть Его желание облагодетельствовать Свои творения создало творение, чтобы ему было присуще ощущение нехватки, чтобы оно страстно возжелало обрести Благодать, а если у творения нет Благодати, оно чувствует, что ему присуще ощущение нехватки. Следовательно творение обретает удовольствия, чтобы удовлетворить и насладить себя, то есть ради собственной выгоды. Так или иначе, творение тогда [т.е. до Цимцума] получило всю Благодать, которую Высший хотел ему дать, и не было у него места, чтобы производить исправления. Однако после того, как Свет был исторгнут по той причине, что творение не желало получать ради собственной выгоды, ведь поскольку оно желало получать исключительно из альтруистических побуждений, создается место для работы над желанием получать с целью получать из альтруистических побуждений и не ради собственной выгоды, и уже есть место для исправлений. И об этом написано: И тогда остались: Маком Пануй (незаполненное место) ... для того, чтобы производить исправления. {И не имеется в виду материального пространства}.

Ор Пними
Пэй). И тогда остались: Маком Пануй (незаполненное место), Авир (воздух) ... Уже объяснялось это выше, в пункте Далет) и в пункте hЭй) (см.)

[Слова Аризаля (сс. 9 - 10)]
И вот этот Цимцум (ограничение получения Света) был однородным в этой незаполненной окрестности центральной точки, так что место этого пустого пространства было Игуль (кругом), со всех сторон совершенно однородным, и не фигурой квадрата, имеющего прямые углы, в соответствии с тем, что и Эйн Соф (Бесконечный) ограничил себя будучи в состоянии Игуль (кругом), одинаково со всех сторон.

Ор Шалом (стр. 9)
Этот Цимцум (ограничение получения Света) был однородным в этой незаполненной окрестности центральной точки. Пояснение. Свет был исторгнут, и вокруг точки создалось пустое пространство, однородное со всех сторон, так что место этого пустого пространства было Игуль (кругом), со всех сторон [совершенно однородным]; а почему появилось место круга? В соответствии с тем, что и Эйн Соф (Бесконечный) ограничил себя будучи в состоянии Игуль (кругом), совершенно однородным со всех сторон.

Ор Пними
Цади) Этот Цимцум (ограничение получения Света) был однородным. Пояснение: без различия ступеней малого и великого.

Ор Шалом (сс. 9 - 10)
Пояснение: без различия ступеней малого и великого. Когда Свет был исторгнут еще не стали различимы ступени малого и великого. Ведь «малая ступень»  означает, что она может получить мало Благодати, а «великая ступень» означает, что она может получить большое количество Благодати. А причина того, что стали различимы ступени, появилась позже, и заключается она в том, что дозволено получать только с альтруистической мотивацией. А в Эйн Соф (в Бесконечном), при получении ради получения, все [части творения] были однородны.

Ор Пними
И не является затруднительным то, что после того, как уже раскрылось качественное отличие [от Маациля], присущее центральной точке благодаря исторжению Света из нее, что раз так, то обязательно должны ввиду этого также существовать меры малости, то, что одна из трех предыдущих Бхинот (стадий) по своему качественному отличию [от Маациля] меньше другой, ибо например Бхина Гимэль (третья стадия) чище центральной точки, поскольку количество этого желания присущего ей меньше, чем у Бхины Далет (четвертой стадии), а также Бхина Бэт (вторая стадия) чище Бхины Гимэль, поскольку количество желания получать присущего ей меньше, чем у Бхины Гимэль; а Бхина Алеф (первая стадия) чище их всех, поскольку количество желания получать присущего ей меньше, чем у них всех, и поэтому качественное отличие [от Маациля в ней] не различимо так, как в них.

Ор Шалом (стр. 10)
Должны ввиду этого также существовать меры малости ... по своему качественному отличию [от Маациля]. Если качественное отличие [от Маациля] велико, ступень называется малой, а если больше качественного сходства [с Маацилем], то ступень характеризуется как великая.

Ор Пними
Ведь здесь присутствует различие между малыми и великими ступенями, как же рав [т.е. Аризаль] говорит, что Цимцум (ограничение получения Света) был однородным в окрестности точки? А ответ таков: потому что Цимцум не сделал центральную точку стадией «Соф» ([не установил в ней] предел [получения Света]), то есть если бы Свет был исторгнут из точки ввиду присущего ей качественного отличия [от Маациля], то она, несомненно, стала бы поэтому стадией «Соф», то есть наименьшей ступенью, такой, что нет ступени, которая была бы ниже нее ввиду малости своей, ибо тогда для нас было бы также явным отличие трех предыдущих Бхинот (стадий), бывших бы более значимыми по сравнению с центральной точкой, одна выше другой.

Ор Шалом
Если бы Свет был исторгнут из точки ввиду присущего ей качественного отличия [от Маациля], то есть было бы различимо, что она представляет собой стадию «получающий».

Ор Пними
На самом деле, этого не произошло, ибо Цимцум (ограничение получения Света) произошел не благодаря качественному отличию [от Маациля] присущего точке, так как этого не может быть, ведь еще в Мальхут дэЭйн Соф (Бесконечного) мы имеем дело с тем, что там нет никакого качественного различия между ней и Светом, поскольку она и Свет пребывают в простом единстве в том смысле, что Он и Имя Его едины, как говорились выше. А смысл того, что происходит Цимцум, заключается только в том, что возникло у Него желание простое создать миры и т.д. (см. в п. Мэм) начиная со слова «Комментарий» [т.е. с начала пункта]), что означает, что [Бесконечный] пожелал того самого качественного сходства, которое в будущем раскроется с помощью сотворения миров, то есть состояния получения ради того, чтобы доставить удовольствие Создателю, ибо это - самая высшая ступень: так как, с одной стороны, это абсолютный альтруизм, ибо все желание заключается только в том, чтобы доставить удовольствие Создателю, да будет Он восславлен, и оно совсем не преследует удовлетворение собственных нужд, и поэтому оно совершенно совпадает по свойствам с Высшим Светом Маациля и следовательно прилепляется к Нему, да будет Он восславлен, в абсолютном слиянии.

Ор Шалом
Ибо Цимцум (ограничение получения Света) произошел не благодаря качественному отличию [от Маациля] ... [А смысл того, что происходит Цимцум, заключается] только в том, что возникло у Него желание простое создать миры. Цимцум происходит по выбору. То есть Мальхут получила Свет и у нее была возможность продолжать получать Его. Но она пожелала еще добавить к своему состоянию и улучшить его. Следовательно состояние Мальхут не определяется как качественное отличие [от Маациля]. И если центральной точке не присуще качественного отдичия [от Маациля], то следовательно нет разницы между ступенями малого и великого, но все равноценно.

Поскольку она и Свет пребывают в простом единстве в том смысле, что Он и Имя Его едины. То есть нет различия между Светом и сосудом, потому что «Его желание облагодетельствовать Свои творения» наделило [творение] Благодатью, а творение получило Ее. Как в таком примере из материального мира: Реувен дал Шимону вещь и Шимон принял ее. Потому что в это время он был под властью дающего. После того, как Шимон получил, он понял, что предпочтительней вообще не быть «получающим».

Ор Пними
А с другой стороны, [Бесконечный] может углублять и увеличивать свой сосуд получения без конца и без края, так как получение в его теперешней форме не создает никакого качественного отличия [от Маациля], поскольку оно проистекает из альтруистического желания.

Ор Шалом
Так как получение в теперешней форме не создает никакого качественного отличия [от Маациля], поскольку оно проистекает из альтруистического желания. Пояснение. Он получает не потому, что хочет получать, а потому, что он знает, что желание Творца состоит в том, чтобы низший получал, поэтому он получает по той причине, что такова заповедь Творца. Следовательно, насколько лучше он выполняет эту заповедь Творца, настолько больше он должен получать наслаждения и удовольствия.

Ор Пними
И это соответствует тому, что говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, (в [Вавилонском Талмуде], трактат Кидушин, стр. 7а), что [на свадьбе] в случае, когда [жених] был выдающимся человеком, [невеста] дала деньги, [положенные согласно обряду] Кидушин, и он сказал: «Вот ты посвящаешься мне», ведь таким образом она освящается [т.е. подобно освященному предмету, разрешенному только избранным, ей разрешается вступать в близость только со своим мужем] несмотря на то, что в Торе написано: «И даст ей в руку»  [разводное письмо, Дварим 24,1 и 24,3; по правилам герменевтики выводится, что указания, содержащиеся в Торе по поводу церемонии развода, должны использоваться при установлении брачной церемонии], то есть [будущий] муж должен дать деньги Кидушин; тем не менее, поскольку он - выдающийся человек, наслаждением является то, что он получает от нее; подарком как бы является именно то, что он - выдающийся [человек]; внимательно разберись в том, что там написано. Ведь «получение из альтруистических побуждений» - это даяние, а не получение. И поэтому то, что выдающийся человек получает от нее деньги, подобно тому, будто он дает ей деньги, и это подобно написанному в Торе «И даст ей в руку», потому что он получает только для того, чтобы доставить женщине удовольствие, чтобы оказать ей честь тем, что он получает.

И следует из этого объяснения, что в основе причины Цимцума [ограничения получения Света] лежало только стремление обрести новое качество «получающего с альтруистической мотивацией», которое в будущем раскроется в результате сотворения миров (как уже говорилось в п. Мэм), начиная со слова «Комментарий» [т.е. с начала пункта]), но это совсем не произошло из-за какой-либо Авиют, которую [Нээцаль] ощутил в центральной точке, ибо не было там никакой Авиют и никакого отличия [от Маациля], Б-же упаси, как уже говорилось, и поэтому не стала центральная точка стадией «Соф» (установлением предела получения Света) в результате Цимцума. И поэтому совершенно невозможно различать [там] малое и великое, и именно об этом писал рав [т.е. Аризаль], что Цимцум был совершенно однородным.

Куф) Было кругом, со всех сторон совершенно однородным, и не фигурой квадрата. Пояснение. Несомненно, в результате Цимцума [ограничения получения Света] здесь образовалась какая-то фигура, и хотя Цимцум был однородным (что было тщательно разъяснено выше, в предыдущес абзаце) и его причиной не было качественное отличие [творения от Творца], однако после Цимцума и исторжения Света из этой центральной точки раскрылось, что Высший Свет не пригоден для того, чтобы слиться с ней, из-за свойства Гадлут hаКабала (великого получения) присущего ей; и поскольку это раскрылось, она упала со ступени, которая была ей присуща в Эйн Соф (в Бесконечном). А если так, то она уже считается стадией Соф (пределом [получения]), что означает Авиют (желание получать, [буквально толща]), какой нет ниже нее: ибо поэтому только эта центральная точка осталась Халаль Пануй (незаполненным пространством) и больше непригодна для облачения в нее Света (см. выше, в п.Вав), начиная со слова «Чтобы» [т.е. с начала пункта]), а три предыдущих ступени по высоте и чистоте еще пригодны для облачения в них Света и после Цимцума.

Ор Шалом (сс. 10 - 11)
Раскрылось, что Высший Свет не пригоден для того, чтобы слиться с ней, из-за свойства Гадлут hаКабала (великого получения) присущего ей; то есть качественного отличия [центральной точки от Творца] здесь нет, но Свет больше не желает светить в ней. И поскольку это раскрылось, что Света нет, она упала со ступени, которая была ей присуща в Эйн Соф (в Бесконечном). То есть в Эйн Соф она получала, а теперь не получает. А если так, то она уже считается стадией Соф (пределом [получения]).

Ор Пними (стр. 10)
И вместе с тем мы объясняли выше (в предыдущем абзаце [начиная со слов «И следует»]), что она не становится стадией Соф (пределом [получения]), по приведенной выше причине (см.). И это уточняет рав [т.е. Аризаль]: «Так что место этого пустого пространства было Игуль (кругом), со всех сторон»; хочу сказать, не самой [стадией] Соф, а подобной Соф, присутствующему на «круглой фигуре», Соф (конец) которой находится в ее центре.

Ор Барух (сс. 10 - 11)
9. Подобной Соф. Соф (предел, конец) означает «леМата» (внизу), наименее значимый. С одной стороны, Мальхут больше не получает, следовательно, она - наименее значимая, а с другой стороны, у нее на ее стадии был Свет, но она не пожелала получать Его по своему выбору. А если это происходит по выбору, то есть ей не запрещено получать, то из этого следует, что еще отсутствует понятие, которое бы характеризовалось словом «низ», менее значимое. Кроме того, он обращает наше внимание на Соф (конец, предел) объекта Игуль (круг), что указывает на две вещи: 1) что это Игуль, то есть отсутствует понятие низа, менее значимого. 2) На Соф в центре, то есть на то, что она не получает.

Ор Шалом (стр. 11)
Хочу сказать, не самой [стадией] Соф, а подобной Соф, присутствующему на «круглой фигуре», Соф (конец) которой находится в ее центре. (См. в Ор Шалом на стр.5 [под заголовком Ор Шалом [к приведенному ниже Ор Пними, п. Мэм]. Общее предисловие (сс. 4 - 5), п.2, третий абзац], начиная со слов «И вот когда» и [последний абзац], начиная со слов «И согласно сказанному выше».

Ор Пними (сс. 10 - 11).
Таким образом, представляй себе эти четыре Бхинот (стадии) подобными четырем кругам, один внутри другого, как слои луковицы, причем центральный круг - это Бхина Далет (четвертая стадия), ее окружает Бхина Гимэль (третья стадия), а ее окружает Бхина Бет (вторая стадия), а ее окружает Бхина Алеф (первая стадия). И таким образом, никакая стадия среди них не различается как верхняя, нижняя, левая и правая. Так как Бхина Алеф например одной половиной охватывает их всех сверху, а другая половина оказывается охватывающей их всех снизу, и так же обстоит дело с остальными стадиями, а если так, то здесь нет верха и низа и точно так же правой и левой стороны. Таким образом, среди них нет одной, которая была бы выше другой, а все они равноценны. А почему это так, уже объяснено (ранее,  [в п. Цади)]): потому что причиной Цимцума (ограничения [получения Света]) было не качественное отличие [от Маациля], тщательно разберись в том, что там написано. И именно это уточняет рав: «Игуль (кругом), со всех сторон совершенно однородным», и пойми это.

Previous post Next post
Up