И разрешимо связанное с этим затруднение: если так, то почему запрещено оспаривать более ранних мудрецов в вопросах открытой Торы? А дело в том, что во всем, что касается совершенствования в практическом выполнении заповедей, то наоборот, первые поколения достигли в этом большего совершенства, чем последующие, и это потому, что стадия действия происходит из Святых сосудов Сфирот, а тайны Торы и глубинный смысл заповедей происходят из Светов, заключенных в Сфирот, а ты уже знаешь, что Света и сосуды располагаются во взаимно противоположном порядке, что среди сосудов сначала возвеличиваются высшие из них (как сказано выше, в
п.62), и поэтому предыдущие поколения в области действий достигли большего совершенства, чем последующие. Со Светами происходит обратное: нижние входят сначала. И поэтому низшие заполняются ими больше, чем первые [поколения]. И разберись в этом хорошенько.
Ор Барух
3. Стадия действия происходит из Святых сосудов. Подобно тому, как между сосудами нет никакого различия, так и не найти тебе Света, не состоящего из десяти Сфирот, а вся разница между двумя Сфирот состоит только во внутренней Каване (мотивации), то есть в Ор Хозер (возвращающемся Свете) (который представляет собой Кавану), а именно в том, насколько [человек] способен альтруистически мотивировать [свои действия]; так и при выполнении заповедей нет разницы между несведущим человеком и знатоком Торы, и те, и другие обязаны выполнять 613 заповедей. И здесь проявляется принцип «не прибавляй и не убавляй» [Дварим, 13, 1]. И каким бы праведным ни был человек, ему также нисколько не разрешено прибавлять, и не сведущему в Торе также ничуть не разрешено убавлять. И это соответствует закону, проявляющемуся в десяти Сфирот, как написано в Сэфэр Ецира: «Десять, а не девять; десять, а не одиннадцать».