Рабби Еhуда Ашлаг. Предисловие к книге Зоар. п. 2

Mar 19, 2015 05:59

предыдущий пункт                                                                                                                      следующий пункт

И чтобы окончательно все это разъяснить, мы сначала должны провести несколько исследований и не там, где это запрещено, Б-же сохрани, а именно относительно Сущности Творца, да будет Он восславлен, Которую разум абсолютно и совершенно не способен воспринять [1], и поэтому о Нем, да будет Он восславлен, мы не способны ни мысли помыслить, ни звука произнести. Но там, где исследование - это заповедь; речь идет об исследовании деяний Его, да будет Он восславлен, о чем заповедует Он нам в Торе: «Знай Б-га отца твоего, и служи Ему» [2], и говорится также в Песне о единстве: По делам Твоим мы познали Тебя [3].

Примечания рава Авраама Брандвайна

Здесь различают два понятия. Бывает, проводят исследование в области Его Сущности, то есть пытаются выяснить, существует ли Творец; при этом может возникнуть вопрос, а что, если нет, Б-же упаси. Поэтому исследования на эту тему запрещены.

А в более глубоком смысле, это также то, о чем он говорит в начале «Учения о десяти Сфирот», даже если бы мы хотели проводить исследования в области Сущности Творца, то это невозможно [4].

Наша способность исследовать ограничена практическими вопросами. Например следовало создать злое начало, чтобы было над чем работать и чтобы награда не была получена в виде ущербного «хлеба стыда» [5], а чтобы тот, кто трудится, вознаграждался сполна. Необходимо было все нисхождение миров, так как для раскрытия сосуда требуется определенное количество переходов и кругооборотов от самой низшей [ступени], называющейся Бхина Далет [6], по четырем ступеням, упорядоченным в соответствии с законами, властвующими как в духовном [мире], так и в природе.

Это означает, что любое учение или наука управляются присущими им законами, согласно которым обретают мудрость, выясняя все новые и новые вопросы.

Но не вопрос, почему они управляются именно этими законами, а не другими. Например, чтобы избежать «хлеба стыда» [5], существует труд над Торой и заповедями. И возникает вопрос: если Творец мира Всемогущ, ведь Он мог сотворить мир без «хлеба стыда». Даже если мы не знаем, как это сделать, то все же, если Он Всемогущ, то Он, несомненно, мог сделать это и дать душам наслаждение, не заставляя их претерпевать страдания. Он мог бы привести к освобождению без рабства.

Такие вопросы считаются относящимися к Сущности Его, да будет Он восславлен, так как мы не спрашиваем ни о природе, ни о практических делах, но о Нем Самом. А исследований о Сущности Его мы проводить не можем, так как все ответы предписано выводить из законов природы, но когда вопросы касаются самих законов природы или идущего с ними вразрез, то любой ответ будет только догадкой, не ведущей ни к каким выводам.

Поэтому в наших исследованиях мы ограничиваемся практическими вопросами и не затрагиваем Его Сущность.

Итак существует два понимания термина «Его Сущность»: во-первых, исходным предположением является то, что существует Творец, и это предположение нам не дано исследовать. С этого момента все, что мы можем исследовать имеет практическое значение: почему Он сотворил это именно так? Как над этим работать?

Второе понимание заключается в том, что даже наши исследования самих практических вопросов ограничены и нам дозволено исследовать только то, что сами практические вопросы раскрывают нам. Но если мы зададим вопрос в стиле «реальная действительность могла бы быть иной» и у нас нет такого примера, то это за пределами наших возможностей. Мы лишены инструментов, позволяющих воспринять [ответы] на подобные вопросы.

Теперь, на основе сказанного, мы можем понять «запрет» как несоизмеримость [предмета исследования] с нашими возможностями. Запрет сковывает нас железными цепями, и если б мы даже хотели, то не смогли бы.

Но там, где исследование - это заповедь; речь идет об исследовании деяний Его, да будет Он восславлен, о чем заповедует Он нам в Торе: «Знай Б-га отца твоего, и служи Ему» [2].

В Торе написано: «Познай же ныне и положи на сердце твое, что Г-сподь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого» [7]. А в Диврей hаЯмим Давид благословляет Шломо: «Знай Б-га отца твоего!» [2].

Следовательно нам заповедано знать.

Существуют две [связанных с этим] заповеди: первая касается веры: верить, приняв в качестве исходной гипотезы, что существует Творец. А вторая заповедь о знании заключается в том, что необходимо иметь знания, касающиеся практических вопросов и разбираться в них. То есть Он просил человека не быть роботом, а понимать и знать. Как сказано: «Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня, что Я - Г-сподь, [Творящий милосердие, правосудие и справедливость на земле,] ибо лишь это желанно Мне...» [8].

По делам Твоим мы познали Тебя [3] - по практическим делам и по творению мы можем познать Его, да будет Он восславлен, как сказано: «Вознесите в выси ваши очи и узрите, Кто сотворил их» [9]

Продолжение текста Бааль Сулама

И вот исследование первое: как мы можем вообразить, чтобы творение было новшеством, т.е. чтобы оно было чем-то новым, не содержащимся в Нем, да будет Он восславлен, до того, как Он сотворил его, в то время, как каждому разумному человеку ясно, что тебе не найти ничего, что не содержалось бы в Нем, да будет Он восславлен, да и исходя из простого здравого смысла нужно заключить, что вряд ли тебе известен дающий то, чего у него нет.

Примечания рава Авраама Брандвайна

Невозможно сотворить вещь, не содержащуюся в Творце. Природа изобретения такова, что оно либо появляется как результат составления из существующих элементов, либо напоминает существующие объекты, как самолет имитирует крылатых птиц, но реально существующих. Создание и сотворение в природе производится из материалов или объектов, которые уже были в мирах. Но как возможно сотворить то, чего в реальности совершенно не существует? «Вряд ли ты найдешь у дающего то, чего у него нет». Ведь дающий обязательно дает то, что у него действительно имеется либо в замысле, либо на деле

Продолжение текста Бааль Сулама

Исследование второе: если ты найдешь, что ответить, и скажешь, что из того, что Он - Всемогущий, определенно следует, что Он может сотворить сущее из ничего, то есть новое, которое совершенно невозможно обнаружить в Нем, да будет Он восславлен, то возникает вопрос, что это за реальность, о которой можно заключить, что что ей нет никакого места в Нем, да будет Он восславлен, но она является новшеством?

Примечания рава Авраама Брандвайна

То есть Святой [Творец], да будет Он восславлен, может, будучи Всемогущим, сотворить и дать то, чего у Него нет, и если так, то

что это за реальность, о которой можно заключить, что что ей нет никакого места в Нем, да будет Он восславлен, но она является новшеством?

То есть что это за реальность, не существующая и не возможная в Нем, да будет Он восславлен?

Продолжение текста Бааль Сулама

Исследование третье: по словам каббалистов, душа человека - это часть Б-га свыше [10] и, таким образом, Он, да будет Он восславлен, ничем не отличается от души, за исключением того, что Он, да будет Он восславлен, есть «целое», а душа есть «часть». И сравнивали они это с камнем, отколотым от скалы; ведь ничем не отличается камень от скалы, за исключением того, что одна из них есть «целое», а другой - «часть». И в связи с этим, необходимо разобраться в следующем: можно понять, что камень, отколотый от скалы, отделен от нее с помощью предназначенного для этого топора, и отделяется он от нее как «часть» от «целого».

Примечания рава Авраама Брандвайна

Здесь есть три вещи. Есть скала, есть отделяющий топор, и есть камень. В другой части сравнения мы находим только две вещи: Б-жественность сравнивается со скалой, а душа, являющаяся частью Б-жественности, - с камнем. А какая вещь подобна топору - не написано.

Кроме того, как можно говорить об изменении местоположения в духовном, [о том, что что-то было] сначала здесь, а теперь - там. Такое возможно в материальном: сначала камень был составной частью скалы, а теперь он отделен и перемещен на другое место. Но как можно говорить об удаленности того, что здесь, от того, что там, в духовном? Как решается эта проблема?

Окончание текста Бааль Сулама

Но как можно вообразить такое о Нем, да будет Он восславлен и превознесен, чтобы отделилась часть от Сущности Его, да будет Он восславлен, вплоть до того, чтобы вышла она из Сущности Его, да будет Он восславлен, и стала отдельной от Него частью, то есть душой, и вплоть до того, чтобы стало возможным понимать ее лишь как часть от Сущности Его, да будет Он восславлен?

Примечания рава Авраама Брандвайна

Между прочим, отметим различие между вопросом и исследованием. Как мы говорили, эти вопросы есть вопросы сердца, то, что нас беспокоит: почему мы испорчены? Почему мы страдаем? Что мы собой представляем? Каково наше предназначение? - То есть это вещи, которые непосредственно затрагивают нас.

Исследования имеют дело с темами, затронутыми этими вопросами и нуждающимися в изучении.

Примечания переводчика
--------------------------------
[1] Даже в самых высоких высях разум совершенно не способен воспринять Его - Тикуней Зоар, стр.121Б.
[2] Знай Б-га отца твоего и служи Ему - Диврей hаЯмим 1, 28, 9.
[3] По Его делам мы познали Его - см. Песнь о единстве на четверг
[4] Он говорит в начале «Учения о десяти Сфирот», даже если бы мы хотели проводить исследования в области Сущности Творца, то это невозможно - И знай, что все имена и определения, появляющиеся в Каббалистическом учении, не относятся, Б-же сохрани, к Сущности Творца, да будет Он восславлен, но лишь к Свету, распространяющемуся от Сущности Творца, да будет Он восславлен; а о Сущности Творца, да будет Он восславлен, не дано нам вообще ни слова сказать, ни звука произнести. Ибо таков закон: ничто непостижимое не известно по имени. И запомни это непременно. - См. первая глава первой части, тема первая, Ор Пними, п.Бет, а также Ор Шалом к этому пункту.
[5] Хлеб стыда - Незаработанная награда, при получении которой испытывают стыд. Говорится в Иерусалимском Талмуде, трактат Орла, глава 1, hалаха 3: Тому, кто ест не свой [хлеб, а хлеб другого,] стыдно смотреть ему в лицо. Подробнее об этом см. в статье Бааль Сулама Дарование Торы, пп. 7 - 10 и в соответствующих комментариях рава Готлиба.
[6] Бхина Далет - четвертая ступень, т.е. Мальхут [11].
[7] Познай же ныне и положи на сердце твое, что Г-сподь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого - Дварим 4, 39.
[8] Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня, что Я - Г-сподь, Творящий милосердие, правосудие и справедливость на земле, ибо лишь это желанно Мне - Йирмеяhу, 9, 23.
[9] Вознесите в выси ваши очи и узрите, Кто сотворил их - Ешаяhу 40, 26.
[10] Часть Б-га свыше - один из возможных переводов фрагмента стиха Ийов 31, 2.
[11] Мальхут - означает «царство», Пятая из пяти основных Сфирот [12] и десятая из десяти Сфирот. Изначально желание получать ради получения.
[12] Сфира (во множественном числе: Сфирот) представляет собой элемент духовного объекта и сама является духовным объектом. Слово Сфира происходит от слова Сапир (сапфир). Может характеризовать сосуд и Свет, который сосуд получает. Подобно тому, как драгоценный камень переливается разными цветами, и подобно тому, как цветное стекло пропускает свет определенного цвета, разные Сфирот характеризуют получение сосудом Света разного количества и качества. Согласно другой интерпретации духовные объекты называются Сфирот, когда им присуща определенная мера, у них есть конец и они характеризуются определенным числом (т.е. слово «Сфира» происходит от слова «Сафар», считать). В этом случае духовный объект делится на десять Сфирот или на пять основных Сфирот. См. Предисловие к книге Зоар, фрагмент Роза, п.1, второй абзац.

предыдущий пункт                                                                                                                      следующий пункт

Previous post Next post
Up