предыдущий пункт следующий пункт И чтобы разобраться во всех этих вопросах и исследованиях, существует один прием - обратить взор в конец дела, то есть на цель Творения. Ибо ни одной вещи нельзя понять по процессу ее изготовления, но только по его результату. И ясно, что тебе не найти никого, кто бы делал что-то без цели, разве что кого-то не в здравом уме ты можешь застать за бесцельным занятием. И известно мне, что существуют мудрствующие из тех, кто сбросил с себя ярмо Торы и заповедей, которые говорят, что Творец, да будет Он восславлен, сотворил все сущее и предоставил его самому себе, поскольку эти творения настолько ничтожны, что не подобает Творцу, да будет Он восславлен, Высшему из высших, следить за тем, что происходит с этими ничтожными и достойного осуждения существами. На самом деле, это не логично, так как невозможно заключить о нашей низости и ничтожестве, не заключив сначала, что мы сами создали себя и присущие нам черты испорченного и достойного осуждения [существа]. Однако как только мы заключаем, что Творец, да будет Он восславлен, являющийся абсолютно совершенным, и есть тот самый Мастер, что сотворил и задумал наши тела со всеми их добрыми и дурными наклонностями, то ведь из-под руки совершенного Создателя не должны появиться на свет создания отвратительные и испорченные, и каждое создание свидетельствует о качествах своего создателя. И какова вина испорченной одежды, если какой-то портной-неудачник сшил ее?
Примечания рава Авраама Брандвайна
Нам говорится прежде всего обратить взор на цель, поскольку, поняв ее, мы поймем путь, ведущий к ней.
Подобным же образом невозможно понять действия портного в отношении одежды, когда он разрезал ее и испортил, если мы не видим и не знаем, какую конечную цель он преследует, изготавливая эту одежду.
В таком случае, рекомендуется проанализировать все это в соответствии с Его целью. Какова же Его цель?
Существуют философы, бьющиеся над над таким вопросом: как возможно, чтобы Творец, такой Величественный и Возвышенный, создал все сущее, проявив такую мудрость и изобретательность, и, с другой стороны, управлял всем миром, будто не существует принципа «воздаяния праведнику добром, а злодею - злом» [55], не справедливо и т.д. Из этого эти философы заключили, что, на самом деле, Творец сотворил творение, но будучи Высшим из высших, оставил его.
Если мы заключили, что человеческая природа создала себя сама и сама придала себе свои черты, в частности, такие отвратительные свойства, как скупость, лень и другие, то это можно понять, когда эти качества есть дела рук человеческих.
Но как только мы заключим, что Он, да будет Он восславлен, сотворил в нас эти качества и что именно Он «запрограммировал» нас, то ведь мы не сможем сказать, что Он сделал плохо и не самым оптимальным образом. Ведь от Совершенного Создателя не выйдут на свет несовершенные создания.. Напротив, тот, кто неудачно построит ковчег или сошьет одежду - ограничены, но только не Творец.
Написано: «Он создал нас, и мы принадлежим Ему» [56].
Продолжение текста Бааль Сулама
Смотри например следующий [отрывок] (из [Вавилонского Талмуда,]
трактат Таанит, лист 20): однажды пришел рабби Элазар, сын рабби Шимона, ... а навстречу ему другой человек, весьма безобразный ...; сказал ему [рабби Элазар]: «Сколь же безобразен этот человек!» ...; - сказал тот ему: «Иди и скажи [это] Мастеру, создавшему меня: сколь же безобразен сосуд, который Ты изготовил!» ...; внимательно посмотри там.
Примечания рава Авраама Брандвайна
Этот случай приведен для того, чтобы мы возвысились не только над внешним, физическим, таким, как безобразный вид, но также и над нашими качествами, свойствами. Сказано, что такими Святой [Творец], да будет Он восславлен, создал нас, с таким качествами.
Окончание текста Бааль Сулама
Вот и эти мудрствующие, говоря, что по причине нашей низости и ничтожности не подобает Ему, да будет Он восславлен, присматривать за нами, и Он покинул нас, не демонстрируют ничего кроме недостатка собственной логики. Представь-ка себе, если бы ты встретил человека, которому пришло бы в голову с самого начала сотворить творения, чтобы они мучились и страдали во все дни их жизни подобно нам, и более того, чтобы оставил он их за своею спиною, не желая даже присмотреть за ними, чтобы им чуть-чуть помочь, как бы ты порицал и презирал его. И может ли подобное прийти в голову о Том, Кому [своим бытием] обязано все сущее, да будет Он восславлен и превознесен?
Примечания переводчика
--------------------------------
[1] Принцип «воздаяния праведнику добром, а злодею - злом» обсуждается в Вавилонском Талмуде,
трактат Брахот, стр.7А.
[2] Он создал нас, и мы принадлежим Ему -
Тэhилим, 100, 3
предыдущий пункт следующий пункт