Mar 06, 2014 08:33
И поэтому изучающий [Тору] обязан до того, как изучать [Ее], укрепиться в вере в Г-спода, да будет Он восславлен и в его Провидение, осуществляемое посредством награды и наказания, как говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: Можно положиться на Того, Кому ты служишь, ибо вознаградит Он тебя за деяния твои [Мишна, трактат Авот, глава 2, мишна 21]; и да будет [изучающий Тору] мотивировать труды свои желанием выполнить заповедь, предписываемую Торой, и таким образом удостоится он испытать наслаждение от Света, заключенного в Ней, ибо и вера его укрепится и возвеличится, благодаря чудодейственной целительной силе этого Света, как написано: «Заживет пупок твой и увлажнятся кости твои» (Мишлей 3, 8). И тогда утвердится сердце его на верном пути, ибо от «не ради самой Торы» он придет к «ради самой Торы». Таким образом, даже у того, кто знает о себе, что еще, не дай Б-г, не удостоился веры, также есть надежда [удостоиться ее] благодаря занятиям Торой, так как если он устремит свои сердце и разум к тому, чтобы посредством [Торы] удостоиться веры в Г-спода, да будет Он восславлен, то тебе уже не найти заповеди важнее этой, как говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна: Пришел Хавакук и обосновал [все заповеди] одним [требованием]: Праведник верой своей жить будет [Хавакук 2, 4] ([Вавилонский Талмуд, трактат] Маккот, стр 24[A]). И более того, ему невозможно посоветовать ничего кроме этого, как сказано ([Вавилонский Талмуд, трактат] Бава Батра, стр. 16А): «Сказал Рава: Жаждал Ийов вывести весь мир из-под власти закона; сказал он пред Ликом Его: Владыка мира! ... Ты создал праведников, Ты создал грешников; кто же препятствует Деснице Твоей»; и объяснял это место Раши так: «Ты создал праведников с помощью доброго начала, Ты создал грешников с помощью злого начала; поэтому нет избавления от Десницы Твоей, ибо кто воспрепятствует [Тебе]? Поневоле грешат они». [Продолжение цитаты из Гемары]. «И вот что друзья Ийова ответили ему: (Ийов 15, [4]) ‘Так уничтожишь ты трепет и перестанешь взывать к Лику Б-жьему’; создал Святой [Творец], да будет Он восславлен, злое начало и создал к нему Тору в качестве приправы». И объяснял это Раши так: «Создал к нему Тору. Ибо эта приправа уничтожает «помыслы греховные», попросту говоря: ([Вавилонский Талмуд, трактат] Кидушин, стр. 30[Б]) ‘Если ты столкнешься с этим злым началом, тащи его в Бейт Мидраш, если оно камень, то размягчится, [а если железо, - то растрескается]’. Следовательно они [грешат] не поневоле, ведь они могут спастись [от Десницы Г-спода]». Посмотри и тщательно разберись в том, что там написано.
Ор Шалом
И да будет [изучающий Тору] мотивировать труды свои желанием выполнить заповедь, предписываемую Торой, то есть [необходимо], чтобы он учился потому, что Творец заповедал ему это, а не потому, что он обретет славу и прочее. Несмотря на то, что при этом он сам испытывает наслаждение, но прежде всего он мотивирует [свои занятия] тем, что он учится ради выполнения заповеди.
Тебе уже не найти заповеди важнее этой. Такое изучение [Торы] принесет ему две вещи: 1) веру; 2) приведет его к «ради самой Торы».
Если ты столкнешься с этим злым началом, тащи его в Бейт Мидраш. Только с помощью Торы удается выйти из-под власти зла. Поэтому если человек видит, что им овладело злое начало, то выйти из-под его власти можно, изучая Тору, ибо Она приведет нас к вере.