ПРЕССА О ЮРИИ НОРШТЕЙНЕ

Oct 08, 2010 20:41





«Серенький волчок» Назыма Хикмета
Норштейн хочет смотреть в чужие окна

Московский корреспондент

В Театральном центре на Страстном бульваре мультипликатор-легенда Юрий Норштейн снова продемонстрировал публике свой неистребимый оптимизм и острый юмор.

Великий страх

Зрители увидели полную версию феерического «Ежика в тумане», фантастически отличающуюся от той, которую крутят по ТВ.

- Я не верю, что кино можно сочинить, а потом снять. У меня так никогда не получалось. Я сам считаю себя той крысой из американского рассказа, которая, имея все условия для благополучного размножения, все время стремится в неизвестное. Когда что-то не соответствует стандарту, ты испытываешь великий страх.

Норштейн неожиданно признался, что на «Сказку сказок» его вдохновил турецкий поэт Назым Хикмет, стихи которого он почитал. И сначала Норштейн назвал мультфильм по-другому.

- «Придет серенький волчок» Госфильмофонд изменил на «Сказку сказок». Хотя это не так страшно. Страшнее проявлять бесстрашие, а не то, что потом предложат редакторы.

Еще что-то ему Уитмен навеял, но больше всего - «Хаджи-Мурат» Толстого.

Из Марьиной рощи

Зеленое яблоко из «Сказки сказок» для Норштейна - пупок земли, он его в Клинцах подсмотрел, есть такой городок по дороге в Белоруссию.

- Для меня было важнее не съесть яблоко, а разглядеть его структуру, то место, откуда растет его хвостик. Все мои образы имеют прототипы. Дерево - со двора из Марьиной Рощи, свет в коридоре - из старого дома моего детства, рыбак и его жена - мои отец и мать, а их дочь - моя стерва-дочь, младенец - мой сын. А глаза волчонка - это глаза котенка с привязанным к спине камнем, взятые из фото одного французского журнала. Я считаю, что фильм должен быть твоим отражением. Вот только изобразить, уплотнить время в мультфильме сложно.

Судью подкупили

На свои фильмы Норштейн авторских прав не имеет. Компания «Крупный план» еще в 1999 году выиграла судебный процесс за обладание правом на «Ежика в тумане».

- Судью подкупили. Но я сказал тогда, что всегда и везде буду говорить, что их вариант грубо исковеркан и не адекватен оригиналу. За свои мультфильмы мы с супругой, художницей Франческой Ярбусовой, в год имеем 6 тысяч рублей.

Но деньги для него не главное. Главное - жизнь. Норштейн признался, что любит смотреть в человеческие лица. И в противовес Чехову, который не рекомендует подсматривать, он хочет смотреть в чужие окна и видеть там жизнь.

Иван Федоров, 13.11.2007
 
 

Previous post Next post
Up