Одна из самых крупных ссор между мной и Караном была в прошлом году: мы стояли с шампанским на открытии выставки Матисса в музее Стейделик и шипели друг на друга. Потом доходили до максимально повышенных тонов и опять шипели.
Причина: Каран, посмотрев на Шагала, Вламинка, Мондриана и Матисса, заявил, что последние два -
это не искусство. Что ни черта не понятно, незначительно, ребенок может и прочее. Я пыталась противостоять.
Одним из объяснений было: ну представь, что ты в музее автомобилей. И видишь за стеклом листок бумаги с формулой. Ты думаешь: КАК?? Просто бумажка и пара букв?? Что они делают в музее? Да любой ребенок знает алфавит! Любой может взять бумагу и нарисовать каракули! Какое это отношение имеет к Ламборгини, металлу, бензину, реальной жизни? Трудно представить, что эта формула привела к созданию огромной индустрии и качественному изменению жизни. Некоторые каракули привели человека и в космос тоже. Мы, зная историю и контекст, понимаем, что любой ребенок может написать a+b, но это никакой ценности иметь не будет, хотя может выглядеть также, как и формула.
Да, может пройти 10, 20, 30 лет до тех пор, пока мы увидим практический результат этих каракулей, а так они останутся уделом специалистов. НУ И ЧТО?? Есть ли еще путь развития, кроме как через кучку мечтателей и теоретиков, которые сумели вдруг вообразить, что наша жизнь может быть другой? Что средство передвижения, освещения или искусство могут быть АБСОЛЮТНО другими? Не лошадь, не свечка, не натюрморт, а АБСОЛЮТНО другое.
И вот я смотрю на Coldplay и думаю о сюрреалистах и дада, о блогах в Tumblr. О Sarah Eisenlohr, которая Coldplay наверное, тоже вдохновила.
Идеи чудиков из прошлого столетия вдруг стали нравится миллионам, а куча 14-летних подростков выстроили на их останках свой мир и культуру. Я уже не говорю о коммерческой пользе творческой индустрии. Редкий дизайнер не продает футболочку со звездным небом и рыбами в нем.
Типичные картинки из Tumblr
Сюрреалисты и дада
Ретро-сюрреалистические коллажи Sarah Eisenlohr, она классная!!
Клип Coldplay
Click to view
Еще пример: клип Дрейка и работы Таррелла
Я уж не знаю, "вдохновился" Дрек работами художника или это ближе к воровству, но такое использование света завораживает. И заворожит вас в ночном клубе тоже - они уже подхватили идею. И вашего ребенка заворожит, когда Икея выпустит подобную "ночную лампу Йотинока". А все потому, что Таррелл попробовал изменить наше понятие пространства с помощью света.
Фрагменты из клипа Дрейка слева, работы Тарелла - справа.
И вот люди живут в 21 веке, восхищаются клипами Coldplay, носят разноцветные футболки и ходят в ночные клубы с цветомузыкой, некоторые еще в супердомах живут (чуть отличающихся от колониальных). При этом считают современное искусство ерундой, тексты Бретона - бессмыслицей, а людей, занимающихся подобным, - шарлатанами. Шарлатанство и бессмыслица, да. Как пара цифр и латинских букв в формуле.
Короче говоря, вот, что я вспоминаю, когда мне говорят, что современное искусство лишено смысла, идеи, что любой может его сделать и что никакой пользы от него нет:
Дьявол носит Прада, знаменитая сцена с ремнем:
Click to view
(сцена на русском
здесь, хотя я не в восторге от перевода)