Друзья, октябрь проживает свои последние дни, и совсем скоро наступит новая точка колеса года - праздник Самайн, который иногда путают с более пропиаренным Хэллоуином. Про этот праздник так много сказано и снято массовой культурой, что мы все мним себя в этом деле знатоками. Но давайте посмотрим, а действительно ли мы знаем, что происходит в эту мрачную, темную и колдовскую ночь? Заглянем под мишуру ведьменских колпаков и свечей в ухмыляющихся тыквах и услышим там потусторонний пугающий скрип - скрип открывающихся врат между мирами...
«Близился Самайн - великий праздник [...]. Это было время, когда на глазах таяли стада и опустевали погреба с медами и пивом, когда вершились суды и заключались союзы. И еще это было время, когда с наступлением темноты люди собирались у очагов и костров и не решались без крайней нужды выходить за пределы освещенного огнем круга в наполненный духами и опасностями мрак колдовских ночей»
А. Платов «Тропа предела»
«Мир, погруженный в пучину колдовской, мрачной трансформации; двери между мирами распахнуты настеж, ледяные порывы нездешнего ветра, доносящие безумные, дикие голоса; что-то неведомое, неназванное, нечеловеческое бродит по самым кромкам сознания, погружая его в бушущую ледяную темноту...»
М. Грашина «О календарях»
Другие названия праздника: Самхейн, Праздник Зимней Ночи (Зимних Ночей), Фрейсблот (Freysblot), Дисаблот" (disablot), Альваблот (Alfablot).
Фрейсблот (Freysblot) переводится как жертвоприношение Фрейру: “Сага о Гисли” упоминает, что «Торгрим задумал дать в предзимние дни осенний пир, встретить зиму и принести жертвы Фрейру». Как бог, который тесно связан с альвами, особенно с альвами курганов, и который имеет много общего как со смертью, так и с плодородием, он - один из главных владык этого праздника, хотя, как сказано далее, Водану так же приносили жертвы в это время.
Из названия Дисаблот и того факта, что, по видимому, женщины играли особую роль на этом празднике, можно заметить, что женственные существа, имеющие отношение к смерти и плодородию, особо призывались в течении этого праздника.
Когда празднуем?
С точной датой - как всегда разброд и шатание. Одни ориентируются на первый снег, другие на первое полнолуние после Осеннего Равноденствия, третьи, следуя исландской традиции, этот праздник отмечают между 12 и 15 октябрем. Но более всего принято (и посему так принимаю я) отмечать его в ночь с 31 октбяря на 1 ноября.
В различных традициях североевропейских народов точка Самайна несет в себе как минимум тройственное значение:
Самайн - это конец осени и начало зимы, время «Третьего урожая» (когда все домашние животные, не предназначавшиеся на развод или обеспечение хозяйства забивались, а их мясо заготавливалось на зиму).
Самайн - это праздник смерти, когда почитались предки и павшие воины.
Самайн - это магическая точка перехода. Точка, когда происходят гадания на следюущий год, когда производятся шаманские и иные ритуальные магические действия - вдали от общинных домой, в черных чащобах и на колмах «Ведьминых шабашей».
Самайн кельтов - это центральный праздник года, сакральный Новый год, священная точка, равнозначная году в целом. Это праздник Открытия Врат - соединение миров живых и мира мертвых, точка встречи с Силами, откровений Судьбы.
Одной из самых известных легенд, связанных с этим праздником, является легенда о Дикой Охоте, ужасной процессии мертвых воинов и представителей загробного мира, что угрожает несчастьями и смертью каждому, кого застигнет вне дома долгая осенная ночь. Антон Платов крайне информативно и исключительно интересно анализирует круг этих преданий в своей статье «Дикая охота королей Севера». Друзья, я категорически рекомендую Вам с этой статьей ознакомится (и даже где-то настаиваю на этом). Прочитать её можно, например, вот здесь
http://pagan.ru/lib/books/history/0platow/platow13.php Значение праздника Самайна раскрывается в одном из его имен «Время Погасших Огней». На космогоническом уровне это означает смаые первые часы творения мира - еще до творения огня, часы, когда мир еще не устроен. Хаос, из которого рожден маленький островок мира, торжествует вокруг, силы его велики, а защита космоса еще слаба, и грядущий порядок, без которого невозможна жизнь ни богов, ни людей, только предстоит устроить. За него еще грядут битвы, исход которых не ясен. Даже в устроеном мире людей, защищенном оградами домой и словами сильных песен, наступает ночь, когда порождениия Хаоса , вспоминая свое было всевластие, вырываются на свободу, чтобы промчаться в триумфальной скачке по небу над землей, не разбирая пути.
У кельтов ритуальной пищей на Самайн являются репа и яблоки. Репа - предшественник хэллоуинской тыквы - означает, скорее всего, мертвую голову предка, а я блоки напоминают об Острове Яблок - одном из самых привлекательных образов Иного Мира. С яблоками же связана одна довольно интересная народная игра англосаксов - выловить яблоко зубами из бочки, наполненной водой. Вспоминая о том, что яблоко - любимый плож Богини, происходящее во время игры можно понимать как символическое подъятие Богини из нижних вод Мироздания, из владений Хаоса, торжество и преодоление которого отмечаются во дни Самайна.
Далее идут выдержки из разработок общины Рагнар
http://ragnar.ru/tradition/prazdniki/35-winternight.html Праздник Зимней Ночи в Годовом Колесе противостоит дате Летнего Дня. В противоположность ему, утверждающему полную власть Лета и сил Жизни, Зимняя Ночь знаменует окончательный переход власти над нашим миром в руки Зимы и Смерти. С окончанием сбора урожая закончилась деятельность «вовне», наступает время длинных холодных ночей, когда люди в естественной среде в основном сидят дома и занимаются «внутренними» делами, связанными с домом, семьей и внутренним миром. Природа в буквальном смысле умирает, уступая зимнему холоду. Силы жизни покинули поля и леса, и теперь над ними властвуют Холод и Смерть. Горожанину сложнее понять это, чем сельскому жителю, но достаточно выехать за город во время Зимних Ночей, чтобы в полной мере ощутить этот момент: природу покинули жизненные силы, и все что мы можем видеть - это замерзшие трупы когда-то цветших растений и деревьев в лесу, где все зверье попряталось в теплые норы.
Зимняя Ночь знаменует начало трудного времени, когда человек вынужден бороться с враждебными силами холода и может уповать только на тех, кому доверяет: себе, своим домашним, родовым божествам и духам, и тем богам Асгарда, в чьи руки переходит власть над землей, обитаемой людьми. Именно поэтому в обряде Зимней Ночи участвуют только самые близкие люди: члены общины или родственники. Мир за стенами дома становится враждебным: в нем бродят тролли, призраки и прочие зловредные существа, стремящиеся утолить свой голод за счет живых людей. По небу над холодными полями носится Дикая Охота: призрачный сонм мертвых под предводительством самого Игга. Всякому смертному следует избегать встречи с ней, а если таковая случится - ни в коем случае не смотреть в глаза Охотникам. Иначе можно умереть или лишиться разума. Или обрести силу и мудрость, если окажешься достойным. Такова цена.
Своим приходом Смерть стирает границы между «этим» миром и «тем», в котором живут мертвые. Во время врат, открытых между мирами, любой неосторожный шаг может стать последним шагом в мире живых и первым - в мире мертвых. Вместе с тем живые и мертвые могут слышать и порой даже видеть друг друга. Поэтому во время Зимних Ночей мы общаемся с ушедшими родичами, близкими и родовыми духами, и ограждаем себя от влияния тех, с кем не хотим общаться: мертвых, зловредных духов и троллей. В целях последнего используются охранные предметы, и самый распространенный из них - мертвая голова. В течение веков европейской традиции предмет, символизирующий мертвую голову, претерпел изменения от собственно человеческого черепа до его имитации в виде вырезанной репы(тыквы) или разбитого горшка, подсвеченных изнутри. Символ мертвой головы со светящимися «глазницами» определяет границу для тех, кого не желают видеть внутри нее. В момент Зимней Ночи он отмечает границу между живыми и мертвыми. Другой подобный символ: огонь. В качестве такового представляется костер, чей свет и тепло выхватывают из окружающей тьмы круг, в котором могут собраться живые, и вообще огонь, символизирующий жизнь и принадлежность к миру живых.
Силы зимы как враждебного холода и тьмы - это ледяные великаны. Не стоит отождествлять их с силами зла, поскольку они находятся вне морали: это силы неживой природы, гораздо древнее природы живой и существующие независимо от нее. Поэтому отношение живой природы к ним, и в частности человека - это исключительно проблемы человека: мороз трещит независимо от нахождения людей на улице, а то, что они замерзают - это проблема людей, но не мороза. Однако в силу пагубного влияния турсов на людей сложилось общее отношение к ним как к враждебным силам. Впрочем, к зимнему сезону принято относить и более человеческие божества, и первые среди них - Улль и Скади. Улля называют пасынком Одина, а также тем, кто временно занимает его трон, пока тот возглавляет Дикую Охоту. Скади же - богиня из рода великанов, занявшая свое место среди богов в силу обстоятельств, описанных в «Младшей Эдде». Оба они - лыжники и охотники. Охота - единственный способ добычи пропитания зимой, а потому справедливо ассоциируемый с этим временем года. В качестве атрибута охоты Уллю и Скади приписывается лук - основное оружие охотников древнего мира.
ОБРЯД ЗИМНЕЙ НОЧИ (по версии общины Рагнар)
Обряд проводится с наступлением темноты, возможно в полночь. Община собирается на улице, у сложенного костра, достаточно большого, чтобы осветить круг, в котором поместились бы все присутствующие. Вокруг места проведения обряда расставлены «мертвые головы» и другие охранные знаки. Годи стоит с зажженным факелом у костра, остальные стоят поодаль с зажженными свечами или факелами в руках. У костра разложены жертвенные дары: специально приготовленная пища разного рода.
Годи говорит:
- Настало время длинных ночей. Урожай собран, летние дела сделаны. Теперь поля и леса неприветливы к нам, теперь их накрыла тьма, теперь по ним ходит смерть и злые духи, а тот, кого зовут Ужасным, носится над остывшей землей во главе Дикой Охоты. Силы Тьмы пришли в нашу землю, и мертвые ходят среди живых. Пусть огонь отделит живых от мертвых, а свет костра Зимней Ночи станет убежищем верных!
С этими словами годи зажигает костер от факела. Пока костер разгорается, община производит музыкальное сопровождение имеющимися инструментами и голосом. Когда костер разгорелся, годи говорит:
- Войдите в круг света боги, хранящие нас! Войдите в круг света предки, дающие мудрость! Войдите в круг света люди из верного народа! Останьтесь во тьме обитатели тьмы!
Члены общины по очереди подходят к границе светового круга, неся в руках огонь. Годи спрашивает у каждого его имя и, по его произнесению и наличию огня, приглашает в круг. Вошедшие в круг света распределяются вокруг костра, расставив свои источники огня по границе круга. Годи говорит:
- Асы и Асиньи! Ваны и Альвы! Верный вам народ приветствует вас! Будьте с нами на празднике Зимней Ночи!
Годи запускает по кругу рог с обрядовым напитком и приветствием богам. Каждый приветствует бога/богиню, которых считает нужным. На каждое приветствие все отвечают хором
Годи говорит:
- В эту ночь голос наших предков слышен особенно громко, а они слышат нас. Вам, Альвы и Дисы, посвящаем мы эти дары! Будьте с нами сегодня и не покиньте нас в грядущую долгую зиму!
Годи берет часть из жертвенных даров и кидает в костер. Тут же он пускает по кругу рог, каждый произносит свое славление Альвам и Дисам и приносит дар от себя, если желает.
Годи говорит:
- Сгинет богатство, умрут твои родичи,
Сам ты умрешь в свой черед;
Только одно будет жить бесконечно -
Память о славных делах (Речи Высокого. Старшая Эдда)
Вспомним тех, кто ушел от нас! Одни на пир к Высокому, другие в Хель, а иные в прочие чертоги мертвых. Пусть память каждого, коли он того достоин, живет в его славных делах!
Годи пускает по кругу рог, произнеся памятную речь о тех умерших, кого считает нужным помянуть, и бросив в костер часть жертвенных даров. Каждый делает то же самое.
Годи говорит:
Тьма окутала нашу землю, но пусть она не тронет нас. Огонь Зимней Ночи погаснет в этом месте, но останется в нас до того дня, когда новое Солнце взойдет над нашей землей. Славьтесь Асы! Славьтесь Ваны! Славьтесь, светлые Альвы!
По завершению обряда следует праздничный пир, вся еда и питье которого является жертвой богам.
ОБРЯД ЗИМНЕЙ НОЧИ (по версии «Our Troth»)
Лучше, если ритуал будет проведён вне дома, хотя это никоим образом не обязательно. Вам понадобятся рог с достаточным количеством эля (пива), что бы наполнить его четыре раза, жертвенная чаша, прутья для окропления, сноп колосьев или кукурузы (некоторые связывают их тройным сплетением красных, белых и черных нитей) и венки из соломы, зерна, орехов, ягод и/или цветов, которыми его украшают, два яблока для каждого из присутствующих, сакс (нож) и хлеб в форме коня. Женщина (или несколько, если ритуал проводит большая группа) должна быть заблаговременно избрана на роль идис, которая будет обходить круг с корзиной яблок. Половина яблок должна быть проколота и сквозь них пропущены ленты или тесьма, что бы их можно было подвесить рядом с Последним Снопом.
I. Жрец/жрица совершает обряд Молота
II. Жрец/жрица становится посредине кольца собравшихся и произносит очень тихо:
Ныне урожай собран, ныне семена спят в хранилище, пиво варится в котлах. Ныне ночи становятся длиннее, скот возвращается с холмов, народ - со сжатых полей. Скоро живые покинут поля, скоро Водан поведёт Дикую Охоту через сухие травы, и Тонар станет охотится на дев турсов над заснеженными лугами. Но сейчас живые и мёртвые должны встретиться, собранные здесь в едином кругу: сейчас духи явятся на праздненство, и все родичи в довольстве будут вместе есть яблоки и пить пиво.
III. Жрец/жрица внезапно вскидывает голову, поднимает руки и расставляет ноги, становясь в полную elhaz-позу. Он/а громко выкрикивает:
Альвы, мы призываем вас! Древние обитатели курганов,
отцы всех собравшихся здесь!
Светлые Альвы и Темные Альвы, Черные Альвы, обитатели глубин,
мы приветствуем вас, священные родичи!
Идис, мы призываем вас! Древнейшие из жен,
матери могущественных здесь!
Светлые и тёмные идис, благо всем хранимым,
мы приветствуем вас, священные родичи!
Духи, мы призываем вас! Присоединяйтесь к кругу,
родня всех единокровных здесь!
Отбросьте свою тень на нас, сияющие через миры,
мы приветствуем вас, священные родичи!
Фро Инг, мы призываем тебя, и Фрове, врозлюбленную,
правителя Альвхейма, идис Ванов.
Явитесь из Ванахеймя на своих сверкающих вепрях,
украшенные венками из ярких колосьев,
закутанные в курганно-тёмные плащи.
Водан, мы призываем тебя, и мудрую Фрию, невесту,
предводительницу идис, внушающего трепет бога.
Явитесь из Асгарда на бледных конях,
во главе священных духов, мчащихся над землёй.
IV. Избранная как идис обходит присутствующих с корзиной яблок, вручая один проколотый и один непроколотый плод каждому. Жрец/жрица говорит:
Идис и альвы, все древнейшие,
с урожаем мы славим вас.
Мы жертвуем яблоки, внушающие трепет духи-родичи,
Принесите их в межмирье,
Возродитесь вновь в своих детях.
Каждый медленно съедает непроколотое яблоко, думая о своих ранее ушедших сородичах и великих духах тех, кого хочет помянуть. Второе яблоко люди будут держать до конца обряда.
V. Идис наполняет рог пивом и жрец/жрица поднимает его, осеняя знаком Молота. Он/а говорит:
Фро Инг и Фрове, Фрия и Водан,
Я посвящаю вам этот рог.
Предводители альвов, священные высокие идис,
Придите праздновать со своими родными.
Мы пьём в вашу память,
Мы разделяем священный пир (symbel) с вами.
Идис обносит рогом присутствующих и все пьют в свой черёд. Когда рог пройдёт по кругу, она выливает остатки пива в чашу и наполняет его снова. Жрец/жрица говорит:
Все могущественные альвы, окружающие нас,
Я посвящаю вам этот рог.
Из курганов встающие, со всех священных мест,
Придите праздновать со своими родными,
Мы пьём в вашу память,
Мы разделяем священный пир с вами.
Идис обносит рогом присутствующих и т.д. Жрец/жрица говорит:
Грозные идис, окружающие нас,
Я посвящаю вам этот рог.
С освященными корзинами, яркими от фруктов,
Придите праздновать со своими родными.
Мы пьём в вашу память,
Мы разделяем священный пир с вами.
Идис обносит рогом присутствующих и т.д.
VI. Жрец/жрица поднимает хлеб в форме коня и осеняет его знаком валькнута, говоря:
Священный конь, что мчится между мирами,
Отмеченный что бы стать конём богов,
Предназначенный быть убитым в освященном месте,
Отданный богам в знак дружества (grith),
Неси наши слова на своей спине,
Мчась к незримым мирам.
Он/а возлагает руки на жеребца и произносит благодарности и/или просьбы в тем из сущностей, что кажутся подобающими. Каждый из присутствующих поступает так же в свой черёд.
VII. Жрец/жрица произносит:
Я отдаю тебя всем, собравшимся здесь!
Он/а перерезает лошади “горло”, позволяя голове упасть в жертвенную чашу, и ожидает некоторое время, что бы все могли ощутить мощь, стекающую в напиток. Жрец/жрица затем проносит коня перед присутствующими и каждый человек отламывает себе часть, что бы съесть её.
Если обряд проводит жрица, она обрызгивает алтарь, пространство сверху и снизу, и всех присутствующих напитком из чаши. Если ритуал ведёт жрец, это выполняет идис. Когда окропят всю группу, чаша выливается на алтарь или на землю.
VIII. Жрец/жрица поднимает Последний Сноп и кричит
Приветствуем Водана! Дикий Охотник, Всадник Вода!
Все присутствующие отзываются:
Вод! Вод! Вод!
Жрец/жрица:
Приветствуем Водана! Бог волков, бог ветра!
Все присутствующие отзываются:
Вод! Вод! Вод!
Жрец/жрица:
Приветствуем Водана! Странник, Старик!
Все присутствующие отзываются:
Вод! Вод! Вод!
Жрец/жрица говорит:
Теперь встаньте вокруг Снопа Вода (Wod-Sheaf) со своей молитвой - поблагодарим за пришедший урожай, надежду на будущее! И приветствуйте Водана, те из вас, кто осмелится посмотреть в его глаз. Приветствуйте Ведущего Мертвых, Предводителя Дикой Охоты, приносящего жизнь на поля, резчика сокрытых рун, варящего полное внушающей трепет мощи пиво.
IX. Жрец/жрица ставит Сноп напротив алтаря и наполняет рог пивом. Все присутствующие возлагают свои венки на Сноп, те, кто осмеливается, так же пьют из рога и проливают несколько капель на Сноп, при этом произнося молитву и/или просьбы Водану. Когда все закончат, люди соединяют руки, в то время как жрец/жрица выливает остатки пива в чашу.
Народ танцует вокруг Снопа, трижды пропев:
Водан, даём твоей лошади нынче корм.
На этот год чертополох и тёрн,
На следующий - отборное зерно!
Жрец/жрица стоит в середине круга с поднятой жертвенной чашей и одной рукой, положенной на Сноп. В конце третьего исполнения куплета все кричат - Вод! - и прыгают так высоко вверх, как только могут в тот момент, когда жрец/жрица выливает пиво на Сноп.
X. Жрец/жрица вручает по колосу от Снопа каждому из желающих, затем ведёт людей к месту, где Сноп и яблоки должны быть подвешены. Это совершается в тишине, каждый размышляет о богах, духах и предках, которые получают свою долю на этом празднике.
Музыка (частично послушать можно, например, вот здесь
http://muzofon.com/search/Samhain/1/):
Башня Rowan - Черный Самайн
Башня Rowan - Красный Самайн(Вознесение на листьях)
Ториэль - Самайн
J'Artina - Самайн
Сальери - Ночь на Самхейн
Колыбельная на Самайн - Тили-тили бом
We Are the Fallen - Samhain
Graveland - At the Pagan Samhain Night
Lorena McKennit - Samhain Nigh
Morrigan - Welcome To Samhain
Moon - Forest Samhain
Anahata - Samhain (Nystagmus rmx)
Phil Thornton - Samhain
Abysmal Grief - The Samhain Feast
Tragic Black - Lost Souls of Samhain
Полезности были взяты отсюда:
М. Грашина . М.Васильев «Языческий календарь»
http://ragnar.ru/tradition/prazdniki/35-winternight.html http://www.diary.ru/~asatru/p125523233.htm?oam#more1 http://pagan.ru/lib/books/history/0platow/platow13.php Click to view