Праздник к нам приходит: Бельтайн

Apr 18, 2012 23:44




Итак, друзья мои, продолжаем двигаться вместе с колесом времени дальше. Совсем скоро нас с Вами ждет очередная сильная точка года - праздник юности мира -  Бельтайн, Майский день, Живин день или Вальбург (да, да, знаменитая Вальпургиева ночь - это тоже отсюда, хоть и имеет просто схожее название). Время для праздника: вечер 30 апреля - вечер 1 мая.

Безусловно, не забудем про благодарности нежадным людям:
М. Грашина . М.Васильев «Языческий календарь» [1]
http://www.ragnar.ru/tradition/prazdniki/28-walburg.h.. [2]
http://www.countrysideliving.net/cal_may.html [3]
http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.prazdniki/we.. [4]
http://www.calend.ru/holidays/0/0/502/ [5]
http://witchvox.ru/ar189.htm [6]
http://www.skidbladnir.ru/forum/index.php?PHPSESSID=2.. [7]

В начале, давайте, разберемся с терминологией.

Вальбург-это название праздника у германских народов, кельты праздновали Бельтайн, а славяне так и вовсе отмечали целый цикл праздников подряд. Увы, приверженцам именно Северной Традиции при подготовке к празднику придется проявить исключительную изобретательность, так как информацию про обряды и ритуалы Вальбурга найти очень трудно, тогда как описаний славянской или кельтской обрядности хоть завались. Поэтому все, что написано ниже - это синтез совершенно разной информации, часто имеющей весьма отдаленное отношение к Северной Традиции. Но, лучше что-то, чем ничего.

И еще один вопрос, который так и остался для меня открытым (если кто просветит, буду исключительно благодарна). Чаще всего Бельтан (а мы будем называть этот праздник самым распространенным именем, хотя, безусловно, грамотнее было бы говорить о нем, как о Вальбурге) связывают с началом лета. Хотя встречаются и сведения, что это праздник окончательной победы именно Весны. В связи с этим разногласием и возникает, собственно, вопрос: какой все же главный почитаемый бог на этом празднике: Бальдр или Фрейр? Последователи Асатру в книге «Our Troth» (глава 51. (Waluburg's Night)) так и вовсе считают, что «Валубургова Ночь особо мыслится сегодня асатруа как праздник Фрейи, покровительницы магии и любви» [2]. Лично мне видится (и мое мнение совпадает с авторами «Языческого календаря» [1]), что это время все-таки Бальдра, праздники Фрейра и Фрейи еще впереди. Впрочем, готова обсуждать!!!

В любом случае, все авторы сходятся в одном: Белтайн - это праздник любви, праздник «хаоса и размножения», самый сексуальный праздник года, знаменующий глобальное оплодотворение Земли силами Огня и Солнца. Отчасти отголоском этих буйных огненных обрядов и ночных мистерий-ряжений являются купальские оргии у славян, которые - по мнению М.Грашиной и М.Васильева -сохравнив свое значение, сметились по времени на более позднюю точку года [1].

Но вернемся к Бельтану, у кельтов и германских народов начало празднование которого приходится именно на ночь 30 апреля. Майская или Вальпургиева ночь - центральный ведьминский шабаш года, еще более опасный для смертных, чем сумрачный Самайн. К слову, Бельтан и является «зеркальной» точкой Самайна и, соответственно в той же степени характеризуется «открытием границ» между Тем и Этим миром[1].

Итак, что же характерно для празднования Белтайна?

Во-первых, безусловно, это разжигание костров и совершение ритуальных действий с ними. В книге «Our Troth» (глава 51. (Waluburg's Night)) описывается даже особый способ добывания огня для костров:
«Огонь является существенной частью праздненства в это время, особенно “огонь нужды” (англ. need-fire). “Огонь нужды”, добытый трением дерева о дерево - форма наибольшей магической силы, особенно для отвращения плохого вирда (прим. - wyrd, старосеверное urð, сегодня под этим понимают судьбу, проявленную в событиях), болезни или проклятия. И Валубургова Ночь является ночью наибольшего могущества для подобной работы. Скот проводили через дым таких костров и люди прыгали через них на добрую удачу. Гримм приводит, среди прочих обычаев, обычай Хайланда (прим. Highlands - Северо-шотландское нагорье) : кипячение горшка с водой на таком огне и обрызгивание водой людей и скота, страдающих от болезней (“Тевтонская мифология” II, стр. 610). Он так же упоминает, что в такие костры часто клали 9 пород дерева».

Считалось, что тот, кто в майскую ночь зажигает первый огонь, будет обладать властью над Ирландией весь наступающий год. Предполагается, что именно из-за возможного обретения власти над Ирландией, во время Бельтейна запрещалось разводить огонь в домах - новый огонь следовало выкупать у друидов (вероятнее всего, в обмен на какое-либо молодое животное) - разумеется, только после того, как будет разведен первый майский огонь. По легенде, когда св. Патрик зажигал свой пасхальный огонь в Уснехе, друиды предупреждали короля, что если этот огонь не будет потушен до утра, то «тот, кто зажег его <…> будет царствовать во веки веков» [4]
В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (как уже говорилось путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева).
Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.
Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя - умилостивление и почитание сил природы, и прежде всего бога солнца, направленное на то, чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота, урожай на полях. На Шетландских островах белтанские костры горели обычно три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был приветствовать солнце, сказав ему: «Доброе утро!» («Gude morneen!»)
Кроме того, как уже говорилось, у кельтов существовал обычай устанавливать в каждой области по два огня в честь бога Беля, между которыми проводили больной скот, чтобы исцелить его и сохранить в течение следующего года [5].

Во-вторых, обязательным атрибут праздника является Майское Дерево, которое представляет собой шест (символ мужского начала), увенчанный венком или куполом (символ женского начала).




Майское Дерево традиционно украшали ветками рябины или боярышника, цветами, опустошенными скорлупками от крашенных яиц и длинными разноцветными лентами. По шутливой традиции, свое майское дерево следовало охранять от соседей, а дерево из соседней деревни - по возможности выкрасть. Далее недосмотревшая за своим деревом община выкупала его у соседей за эль. [3]

Много-много примеров Майского Дерева можно засмотреть вот здесь http://www.youtube.com/watch?v=2AJi80QInTY&featur..

Для Майского Дерева выбиралась преимущественно берёза, но так же общепринятыми были и хвойные породы (возможно, потому что их иголки воспринимались как защита от злых существ). Само Майское Дерево очень часто очищалось от коры и веток, оставлялась лишь небольшая лиственная корона. Такие деревья ясно символизируют бьющую мощь возрождения и плодородия.

Майский Шест, по очевидным причинам, прочитывается как предметное воплощение мощи Фрейра, хотя в некоторых областях Швеции его также воздвигали в виде женообразной фигуры [2].

Праздничный день заканчивался веселыми ритуальными хороводами вокруг Майского дерева, во время которых все брались за привязанные к верхушке ленточки и опутывали ими Майское дерево.

Ну и в-третьих, одним из обязательных действий на Бельтан был выбор Королевы (а иногда вместе с ней и Короля) Мая. Майской Королевой становилась самая красивая девушка, которую короновали возле майского шеста, и она становилась одним из главных действующих лиц праздника. Ее свита - другие девушки и ряд карнавальных персонажей: шут-Панч, человек-всадник, мужчина, обряженный женщиной, шесть мужчин-танцовщиков, с вычерненными лицами, исполняющих танец с мечами. Иногда к свите майской королевы присоединяется «Зеленый Джек» - Jack-in-the-Green или Greenman, иногда у него своя процессия и своя свита, одетая весьма живописно, фантастично и ярко.
Противостоит Майской Королеве процессия Зимнего Короля или Зимней Старухи, облаченная в лоскуты и солому - свиты этих персонажей при встрече дерутся друг с другом. Процессии майской королевы (или только свита) обходили дома «благословениями» - весьма непристойными шутками, песенками и танцами - двери домов во время их шествия оставляли открытыми, и они проходили дом насквозь, входя в переднюю дверь и выходя через задний двор.

Майская Королева у кельтов, вероятнее всего, связана с представлениями о двух ипостасях богини, проявляющихся в точках Самайна - Бельтейна. На островах распространена легенда, что в ночь Самайна из камня выходит Старуха, Кильях Бьер, которая всю зиму будет ходить по земле, разговаривать с ветрами и вбивать ростки своим посохом обратно в землю. К весне же, когда она поймет, что ростков слишком много, и она с ними уже не справляется, Кильях Бьер забросит свой посох в терновый куст и войдет в камень - на следующий день из того же камня выйдет весенняя дева, с приходом которой начнется настоящее лето [4].

Музыка бельтайна (можно послушать/скачать вот здесь http://get-tune.net/?a=music&q=%C1%E5%EB%FC%F2%E0.. и здесь http://get-tune.net/?a=music&q=Beltane):

Семиречье «Бельтайн»
Green Crow «Бельтайн»
Календарь «Бельтайн-ночь костров»
Керридвен «Бельтайн»
Татьяна Куприянова «Ночь Бельтайн»
Gregor Theelen «Beltane»
Фер Диад «Блюз Бельтайн»
T-Rex «Beltane Walk»
И много-много еще. Сходите по ссылкам, найдете прекрасного.

И еще немного интересных фактов:

Пуритане реагировали с набожным ужасом на большинство обрядов Майского дня, даже сделав Майские деревья незаконными в 1644 г. Особенно они попытались подавить «браки леса» среди молодых мужчин и женщин, которые проводили всю ночь в лесу, пропадая до утра, чтобы приветствовать майский восход солнца, и приносили назад цветущие ветви и гирлянды, чтобы украсить деревню следующим утром. Один сердитый пуританин написал, что мужчины «обычно используют ночные встречи в лесах с девушками, чтобы совершить поклонения, и в таком количестве, что я слышал о десяти девушках, которые пошли, чтобы отметить май, и девять из них пришли домой беременными». А другой пуританин жаловался, что из девушек, которые ходят в леса, «ни одна из них не приходит домой девственной».
 Во время празднования Бельтейна в Шотландии обязательно присутствует совместное выпекание на костре и разделение между собравшимися молодыми, неженатыми людьми ритуального пирога (лепёшки, запеканки). Пирог разламывается на части, и одна из них чернится углем; после этого куски разбираются вслепую. Тот, кто вытаскивает меченую часть, объявляется «избранным». Этот человек должен либо трижды перепрыгнуть через огонь, либо (в некоторых областях) перекатиться через него, после чего считается мёртвым на весь праздник (в некоторых районах центральной Шотландии - на целый год, до следующего Бельтейна, и обходятся с ним весь этот год не очень приятно - примерно как с нежитью).

Кроме того, есть много повсеместно распространенных верований в то, что нельзя в майский день трогать боярышник и бузину (только на венок Королевы Мая), о том, что травы и берёзовый сок, собранные на май - особенно целебны, о том, что следует посыпать пороги и подоконники листьями и лепестками цветов - чтобы уберечься от потусторонних сил и т.п.

Если есть идеи или предложения по совместной встрече и празднованию - буду рада выслушать.

ВСЕМ МИР!!!

праздник к нам приходит

Previous post Next post
Up