Пообещала в инстаграме написать про сады, теперь не отвертишься. Не то, чтобы нам это уже сейчас было очень актуально, но мы живем в большом городе (москвичи и петербуржцы, не смеяться!), где садов мало, детей много, а система записи централизованная. Вот с нее и начну рассказ.
В сад (во Фландрии его называют школой, и я тоже буду иногда, тем более, что сад и начальная школа почти всегда в одном здании) ребенка можно отдать с двух с половиной лет. То есть, в Жосином случае, ровно через год. Процедура записи в сад двухступенчатая: сначала регистрация, потом запись. Итак, родители регистрируются на специальном сайте, где составляют минимум свой личный топ-3, а можно и топ-10, садов, в которые они бы хотели записать ребенка. Для этого на дом заранее присылают брошюру со всеми садами города, картами районов и краткой информацией (тип - католическая, городская или свободная- поясню во второй, адрес, телефон и день открытых дверей для родителей). В течение месяца можно посмотреть любое желаемое количество школ и составить свой топ-3. Далее каждому зарегистрировавшемуся насчитывают нное количество баллов по двум критериям: расстояние от дома до школы и желание попасть в этот конкретный сад. То есть, чем ближе сад к дому, тем больше баллов. С желанием то же самое. Семьи, получающие пособие от государства, а так же семьи, в которых у матери нет среднего образования, считаются льготниками и имеют чуть больше шансов. Об этом чуть позже.
Итак, сад за углом вашего дома, стоящий на первом месте вашего списка, получает наибольшее количество баллов. В каждом саду, в зависимости от его величины, есть нное количество свободных мест в каждой группе, это очевидно. Таким образом, вторая ступень - непосредственно запись, возможна только в том случае, если вы набрали достаточное количество баллов. Зачем же этот список желаемых садов? А вот зачем: если вы не попали в число счастливчиков в саду под номером один из вашего списка, но попали в сад под номером три, то в саду под номером один вы автоматически записаны в лист ожидания (не люблю слово "очередь"), а в сад номер три при этом все равно можете записаться. Через год может оказаться, что вы таки попадаете в сад номер один, тогда вы записываетесь туда, а запись в саду номер три теряете, то есть, ваше место освобождается для следующего в листе ожидания. При этом, сам лист ожидания составляется только по одному критерию - расстоянию, с личным выбором на этом этапе больше не считаются. Срок действия листа для детей, родившихся в 2014 году - до 30 июня 2017. В общем, все это для того, чтобы у вас были шансы попасть в желаемый сад номер один, даже если сначала придется отдать ребенка в менее желаемый, как-то так.
Ну и про льготы. Исследования показывают, что дети из эмигрантских семей, в которых родители не имеют среднего образования (под этим, как правило, имеют в виду марокканских турецких и африканских эмигрантов) уже в начальной школе отстают в успеваемости от своих фламандских ровесников прежде всего из-за отставания в языке, поскольку дома говорят на своем, а в сад их часто не отдают. (Периодически возникают споры о том, чтобы сделать образование обязательным не с шести лет, как сейчас принято, а с четырех, чтобы дети успели выучить язык. Пока что шестилеткам необходимо отходить минимум 220 раз по полдня в нидерландскоговорящий сад, перед тем, как записаться в начальную школу.) Существующая льгота должна, по замыслу, стимулировать родителей из вышеназванных семей, а так же фламандских семей из низких социальных классов (там тоже отставание у детей, но уже не по причине языка) отдать ребёнка в сад, чтобы в школе ему потом было легче, и, соответственно, было больше шансов ее закончить.
И еще. Дети, у которых братья/сестры уже ходят в школу и дети учителей/воспитателей имеют преимущество над остальными. То есть, сначала записывают тех, у кого братья-сестры, потом тех, у кого родители, а потом только всех остальных, учитывая льготников.
Все, в следующей части про то, как я ходила по садам и мои впечатления.