С прошлого отчета прошла уйма времени такая, что теперь мне кажется, что я про другого ребенка сейчас собираюсь писать. Уже три месяца собираюсь, аж с двухлетия, с тех пор тоже многое изменилось. Вот вроде бы все всегда говорят, что ой-ой, как быстро все меняется у детей, но я только сейчас это ощущаю в полной мере. Даже не знаю, с чего начать. Во-первых, Жося говорит. Около двухлетия начались предложения из двух слов, сейчас - от трех до пяти. До предложений она шевелила губами, повторяя за нами слова, но вслух их долго не произносила, словно копила запас. А потом друг оказалось, что она знает уйму слов, более того, теперь она все-все повторяет, на всех трех языках, которые слышит. И запоминает же услышанное, и выдает потом в правильной ситуации! Для меня это все фантастика просто, я вообще нарадоваться не могу вербальности ребенка. Можно обсудить прошедший день или планы на завтра! И она все понимает, и делает выбор, и выражает предпочтения и просьбы! Стоит ли говорить, что стало легче договариваться, что многие вещи можно объяснить - и она поймет. Поймет, повторит, уточнит. А еще она шутит! И хохочет сама тут же! Сейчас ни одного примера не вспомню, как назло, но вообще Жося любит пошутить и посмеяться. У меня часто спрашивают про языки. Так вот, говорит Жося по-русски, но некоторые слова знает по-голландски, и по-английски несколько тоже, но их она вспоминает только тогда, когда при ней на этом языке говорят. То есть пока что путаницы нет, но это и понятно: основной язык все-таки русский.
Второе, не менее потрясающее. Ребенок полюбил читать! То есть, слушать, когда читают. Теперь много раз на дню просит читать, до того доходит иногда, что я отказываюсь и прошу подождать, хотя читать я люблю. Книги выбирает сама, из последних фаворитов истории про Карлхена, Дочурка Груффало и Зог. Они ей явно великоваты по возрасту, например, Зог в конце, когда он уже спас принцессу, становится ей скучен и непонятен, но это не мешает каждый день все равно выбирать эту книгу. Любит цикл сезонных виммельбухов Р.С. Бернер все так же, теперь сама их берет с полки и рассматривает с комментариями. Читаем мы пока тоже только по-русски, это тоже частый вопрос. С февраля будет сад, там и будет новый язык, пока что хочется хоть как-то закрепить тот, что есть.
Третьим пункт будет про воображение. Дождалась, товарищи! Ребенок варит воображаемый суп, приходит в кафе заказать водичку и горячий чай (дует на воображаемую чашку!!!) и вот это вот все! Хочу поставить десять восклицательных знаков, потому что ну ура же! Можно теперь играть так, как мне интересно! Теперь нам обеим интересно! Кролик катается на карусели, падает, плачет, его надо пожалеть. Потом на карусели катается Жося - вертится вокруг своей оси - падает (очень осторожно опускается на пол и картинно лежит) и ее тоже надо пожалеть. А еще, еще у нее есть пупс, кукла. У куклы кнопка в животе, она может смеяться, плакать, говорить "мама" и "папа". Так вот когда Миша (это девочка, ее зовут Миша, так сложилось: однажды хотела сказать "малышка", но не вспомнила слово, а я переспросила "Миша?" думая, что она медведя имеет в виду. Жося согласилась и с тех пор куклу звать Мишей) плачет, Жося берет ее на ручки, покачивает, губки бантиком, сочувствующе говорит "оооо" и - прикладывает к груди. У меня мимиметр взрывается каждый раз, я каждый раз думаю, что вот чему-то хорошему человек от меня научился без активного моего научения. И это так круто же.
Четвертым пунтком будет про горшок, извините уж. Тут явное подтверждение того, что при готовности ребенка все происходит легко и быстро. Вернувшись из отпуска я почувствовала, что Жося созрела - и она за три дня буквально научилась. Разумеется, промашки случаются и сейчас, заигралась и недобежала - наиболее частая, но в целом все хорошо. Я в инстаграме показывала наш "походный" горшок - отличная вещь, пользуемся каждый день и просто не представляю, как без него. Потому что в кусты девочка не хочет, унитаза уважительно побаивается, да и туалет рядом с детской площадкой - большая редкость. Ну и потом, сказали же, что надо в горшок! А Жося - человек ответственный, поначалу стремилась во что бы то ни стало донести домой и ужасно расстраивалась, что не получалось. Но сейчас уже привыкла, что дома один горшок, а на улице - другой. И только по большим делам ей нужна моральная поддержка: за ручку подержать или обнять, пока она старается.
Что еще? По сравнению с некоторыми друзьями-меломанами мы никак не занимаемся музыкальным развитием. В смысле, мызуку специально для Жоси не включаем, да и сами слушаем не так уж часто. По утрам у нас радио с классической музыкой (потому что там нет рекламы и вообще для утра это самое то, очень приятный фон), в течение дня я иногда что-нибудь включаю потанцевать и тогда Жося с радостью присоединяется. Танцевать она любит, у нее даже есть движения, которые точно не от меня, я так не умею и не делаю. Ну и В. когда играет, то Жося слышит и, бывает, слушает, но чаще у нее на папу свои планы, когда он дома, поэтому она просит гитару поставить и предлагет другой вид деятельности: валяться и скакать по кровати, например. Или почитать. Или замок из лего строить.
Но стоп, про характер и отношения с людьми я хотела сделать отдельный пост, второй. Чтобы в кучу все не мешать. Да и написать уже не успеваю. Но вот про музыку договорю. Любит бренчать на укулеле все так же, как и раньше. Иногда на губной гармошке не прочь поиграть. И на пианино. Причем, на пианино очень здорово и забавно сейчас получается, я в фб видео положу, чтоб наглядно было. А послушать если просит, то папину музыку. Причем, песню, которая была записана в профессиональной студии, никакая другая версия этой же песни ей не нравится. Ну разве что живая.