Пандемия и духовность

Mar 28, 2020 09:57

Некоторое время назад я вела одностороннюю полемику с игум.Петром (Мещериновым). Его утверждение, что вся православная духовность сводится к участию в церковном богослужении, меня покоробило и показалось принижающим одновременно и духовность, и богослужение ( Read more... )

пандемия

Leave a comment

Comments 18

lj_frank_bot March 28 2020, 06:59:06 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Медицина, Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


ptiz_siniz March 28 2020, 07:46:24 UTC
Я много думаю об этом всем последнее время. История христианства показывает нам, что святые и мученики никогда не беспокоились о своем здоровье - как Христос и апостолы... Здоровье и жизнь не являются ценностью в христианской парадигме. Главное - это верность Богу, следование за Христом в любой земной опасности. Исходя из этого традиционного подхода, заболевание вследствие посещения церкви может рассматриваться как мученичество ради верности Христу. Если бы жизнь и здоровье человека были первостепенной заботой христиан, то не было бы никаких мучеников ( ... )

Reply

marygrove March 28 2020, 08:41:38 UTC
Вы повоцерковлённей многого множества тех, кого вы называете удачным словом "христиане-лайт".

Reply

veronica_nick March 28 2020, 12:03:25 UTC
Оля, уже столько сказано о том, что речь идёт отнюдь не о собственном здоровье, что повторять неудобно. А разгильдяйство и фанатизм не имеют ничего общего с мученичеством. Нужен просто разумный подход с учётом катастрофически пострадавших стран, терпение и смирение в небывалой доселе ситуации. По-моему, в этом больше верности Христу и заботы о ближних

Reply

marygrove March 28 2020, 12:50:23 UTC
Мученичество предполагает не разгильдяйство, а верность Богу в любых обстоятельствах. Со словом фанатизм нужно бы поосторожнее, потому что и среди верующих всегда есть место кураевым , для которых между мученичеством и фанатизмом может не оказаться разницы.

Reply


marygrove March 28 2020, 08:50:41 UTC
Ревнители-зилоты, обвиняющие священноначалие в утрате веры и приспособленчестве - люди в подавляющем числе ни за что и ни за кого не отвечающие, кроме себя самих и своего поведения. Но с них и за их глупость, увы, никто не сможет спросить. Кроме разве что Господа Бога.
Что касается другой как бы крайности... Все как-то забывают, что паства, миряне - не стадо ничего не смыслящих баранов, которым батюшки "приказывают" идти в храмы на богослужения, а вполне сознательные люди, однажды сделавшие в своей жизни сознательный выбор. Их выбор - Христос. И в храм они идут добровольно, ради веры во Христа, любви к Нему и спасения своей души. Силком никого не ведут. Но вся нынешняя ложь, направленная против Церкви, именно предполагает, что священники и епископы охмуряют народ, заставляя его идти в храмы чуть ли не на верную смерть. Что касается смерти, то самое время вспомнить слова великого Ильина: "Жить надо ради того, за что можно умереть".

Reply

veronica_nick March 28 2020, 12:31:54 UTC
Есть время поступать привычно, и есть время соответствовать изменившейся, да ещё угрожающей ситуации. Неужели человек, оставшийся в Воскресенье дома "благословной вины ради"- так, кажется?-
отдалится тем от Бога? а действующий по своему хотению несмотря ни на что- приблизится?

Священники часто говорят в проповедях, что Господь участвует в нашей жизни и через не зависящие от нас обстоятельства. Зачем же бунтовать, а не принять как Божью волю свалившееся на нас сейчас? Пожить и помолиться иначе, чем раньше? Господь всё восполнит, никто не останется неутешен.

А часть священства действительно призывает народ в храмы, игнорируя распоряжение Синода. (?)

Reply

marygrove March 28 2020, 12:44:18 UTC
Если благословная вина не плохое самочувствие или какие-то обстоятельства препятствия, а малодушие с маловерием, то вести разговоры о близости к Богу стоит только через покаяние. Иначе мы приучим себя ко лжи, что Богу не очень важны наши мотивы. Отсюда один шаг до пресловутого Бога в душе.
Бунтовать не надо, надо стараться поверить Христу, часто говорящему: не бойтесь!
Священники могут и должны призывать людей только в храм Божий. Это было, кажется, всегда, даже во времена чумы и холеры.
Дискутировать дальше есть ли смысл? Немощные в вере да сидят дома, но пусть не выстраивают при этом оправдательного богословия. Бог будет милостив к честному исповеданию немощи - и только.

Reply


ursusanglicanus March 29 2020, 08:04:28 UTC
I read Piotr Mescherinov's article, and was glad that he put the accent where it belongs - the problem is not the giving of communion, but the inevitable clumping of people during the services ( ... )

Reply

veronica_nick March 29 2020, 09:35:24 UTC
I didn't actuaiiy refer to the article concerning the probiem of taking communion in present situation, but Fr. Piotr's earlier written articles. I didn't agree with him then, that spiritual life for orthodox people mostly or even exeptionaiiy consists of attending the church services.

But now we see the convincing proof of this statement in acceping by the majority the limitations as an agressive encroachment upon their spiritual life.

Some priests do shorten the services, but I've never heard of doing an extra liturgy a day or even suggesting it.
As to the zealots, they are mostlly priests of different age and those who support them.

Reply

ursusanglicanus March 29 2020, 10:47:01 UTC
"mostlly priests of different age" - are these married men (with families to be concerned about) or monks (without them).

Reply

veronica_nick March 29 2020, 10:58:47 UTC
I've heard and read both. So it's not the family status that matters.

Reply


finna11 March 29 2020, 10:05:59 UTC

Вера, я полность Вас поддерживаю!

Reply

veronica_nick March 29 2020, 10:24:09 UTC
Большое спасибо, очень рада.

Reply


Leave a comment

Up