Оригинал взят у
foxword в
БГ о БГИз всех книжных историй группы "Аквариум", которые я прочитал, рассказ лидера оказался самым лаконичным и информативным. Некоторые цитаты перепечатал, чтобы была возможность к ним легко вернуться.
Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова
Составитель Андрей Лебедев. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 320 с.
+ По моему, все люди, которые занимаются искусством, так или иначе выражают себя в искусстве гораздо в большей степени, чем в жизни. Уже выразив себя в искусстве, они могут позволить себе быть абсолютно нормальными людьми. Харрисон в жизни быс совершенно нормальным человеком. С повышенным интересом к Индии, что легко понятно. А так - очень милым и достаточно джентльменом. Мне нравится то, что он был выпивохой - таким же, как я.
+ Часто хочешь встретиться с музыкантом, потому что любишь музыканта и хочешь увидеть человека, такого же, как музыкант, а человек-то другой. Потому что тот, кто играет, тот, кто пишет музыку, - божественный человек, то, что внутри. в душе. А человек снаружи не обязательно должен ему соответствовать. Мне очень везёт, потому что я встречаю тех, кто соответствует.
+ Играть хотелось с такой силой, что и не вспомнить, когда мы объявлялись домой. Спасибо всем вдохновлявшим нас городам и дорогам. Типично русский взгляд - на церковь сквозь бутылку водки. Беспредел гарантирован.
Весело гулялось по России этим бурлакам. Утро в новом городе, как правило, начиналось с похода в местный храм Божий - я до сих пор, наверное, помню, в каком городе какие церкви и в каком углу какой из них висит какая икона.
Уже в июне 91-го мы играли на Соловках, куда отвезли купленную в Нижнем роскошную икону «Явление Божьей Матери Андрею Боголюбскому». Концерт ярко освещался искрящими и горящими на противоположной стене проводами - в помещении бывшей трапезной (как говорят, подробно описанном в хрониках Солженицына) уже много десятков лет не было так тепло, стены оттаяли, и провода начало замыкать. Для равновесия нужно бы отметить, что по дороге на Соловки мы с капитаном ледокола, транспортировавшего нас туда, выпили весь спирт из корабельного компаса - так рассказывают очевидцы.
Вечерами после концертов за нездешним количеством водки дебатировалась история русского богословия, теория и практика иконописи и другие смежные темы. Говорят, что не все очевидцы это выдерживали.
+ Вообще, русский становится истинно русским, только перестав зависеть от своего околоточного.
+ В принципе кто такая Лилит? Первая женщина Адама.
Почему она нигде не упоминается? Потому, что не очень угодна людям, которые пишут и одобряют религиозные книги.
Чем она неудобна? Именно тем, что Лилит - неограниченная женская стихия вне понятий добра и зла, совершенно не сдержанная в своих проявлениях. Та самая энергия, которую очень боятся мужчины. И женщины - как только становятся матерями. Поэтому Лилит считается похитительницей детей, которая выпивает их кровь, съедает их мозг. Но ясно, что здесь уже становятся пугалки, чтобы люди не лезли в запретную зону. Тем не менее энергия, от которой нас отлучили, про которую сказали: «Это трогать нельзя и знать не надо», - существует. Разве что теперешние молодые люди стараются обходить эту тему стороной, потому что она мешает их восприятию себя как мачоменов (супермужиков). Ведь если что и может разбить скорлупу такого мачоменства, то это как раз дух Лилит - он гораздо сильнее и смертельнее. Лилит - женская сущность, которая равноправна и равносущна мужской, в отличие от сильно побитой молью и церковниками Евы. Эта женщина - слишком хаотическое существо, чтобы справляться с ней на её собственном поле. Поэтому европейские религии поставили на её место достаточно удобную Еву, которая всё равно оказалась верной последовательницей Лилит и быстро поладила со змеем. А Лилит, хотя её изгнали из канонических текстов, всё равно непонятно откуда нам известна. И теперь её называют демоном, а в принципе это женская сущность, в которой хаос и гармония перемешаны.
Я же всегда был открыт для этой стихии, и послушайте песни альбома - они ею пронизаны. Опасная субствнция, да? Но она даёт жизнь.
+ Американское понятие рок-н-ролла настолько отличается от нашего - они не противоположны, просто находятся в разных сферах мышления. Для них главное не текст, а ощущение того, как играют.
+ Жизнь - это моё основное занятие.
+ Есть люди, которые стареют, и люди, которые взрослеют. И те, которые взрослеют, в один прекрасный день понимают, что раньше они делали то, что принято делать; теперь же они освободились от этой необходимости. Тогда они начинают делать то, к чему склоняется их душа.
+ Петь можно только то, во что абсолютно веришь. Бывало, напишешь что-нибудь ради удачного поворота слова, а оно возьми и случись на самом деле. Когда постоянно с этим сталкиваешься, начинаешь очень серьёзно относиться к выбору слов.
+ Иногда песня может сыграть с тобой в очень особую игру. Думаешь, что придумал весёлый поворот слова, радуешься, как дитя, придумываешь ещё, веселишься - как оно смешно выходит. Даже споёшь кому-нибудь - полюбуйтесь-ка! А потом отойдёшь от эйфории, посмотришь ещё раз на текст и думаешь: мама, куда это меня завело?! А поделать ничего нельзя: слова - вещь неумолимая, если они встали правильно, то их уже ничем не взять, как эпоксидкой схватило. И, уже покоряясь судьбе, смотришь на себя со стороны и видишь, как твои же слова связали тебя по рукам и ногам и тащат к неумолимой развязке. И взмолился бы6 ребятушки, соколики, да нельзя же так, я ж хотел как веселее - и в ответ тебе только эхо. С поэзией не поспоришь.
+ За матом стоит такой чудовищный груз, что брать его на себя и обрушивать на головы людей не хочется. Матерными выражениями можно добиться мгновенного эффекта, но в итоге мат разрушителен. Вот этого многие не понимают. Дело здесь не в приличиях, а в негативной энергии. То же самое с шутками: один раз пошутил - отлично, но если шутить каждый вечер, можно превратиться в профессионального юмориста и попасть в ад, где находятся профессиональные юмористы.
+ Мне волшебство интереснее. Мне интереснее общаться с культурами, где есть боги как класс существ, которые живут в другом срезе реальности, где музыка подпитывается живыми богами, а когда, как в Западной Европе, боги умерли или зачахли, мне скучно. Кельтская музыка подпитывается, и индийская, и восточная в целом - они имеют связи с духами, с богами… А музыка мира, где всё не входящее в человеческий круг просто выкидывается и не существует, мне скучна.
+ Культура - место, где живут наши души. Будет хорошо душам - всё будет хорошо. Вот мой рецепт.
+ Пьяный человек ничего написать не может.
+ Я стал мужчиной. Я знаю это ощущение. Если сейчас ко мне Господь Бог придёт и скажет: «Давай, дорогой, завязывай». мне будет о чём творчески с ним поспорить, и, думаю, я останусь при своей точке зрения. Как говорила Цветаева: «В Бога я верую, но если Он начнёт учить писать меня стихи, я скажу Ему - отдохни».
+ Я слышал одну интересную теорию. Брахманы Индии считают, что постоянно перевоплощаясь, человек рождается в разных культурах, чтобы получить какой-то урок. Например, в Африке рождаются, чтобы воспитать в себе ритмические чувства, в Индии - чтобы вырасти духовно, а Россия - страна, где рождаются существа, которые раньше были демонами. Нужно пояснить: демон - не пугало, как мы привыкли думать. Он обладает значительно большей силой, чем человек. Обычно демоны зациклены только на себе. Они даже не способны представить себе, что кроме них что-то ещё может быть важным. Посмотрите вокруг - именно такое поведение мы в основном и видим. Мы видим огромную страну, наполненную людьми, из которых 90% большую часть времени думают только о себе. Поэтому в России рождаются, чтобы научиться думать о других и любить друг друга. Здесь столько людей, которым нужна помощь! Материальная, духовная, душевная или какая-то ещё. Эта смешная теория очень запала мне в душу. Неважно даже, верна она или нет.
+ Если взять совершенный стих и попытаться сделать из него песню, то получится не очень. Хороший стих не предполагает музыкального сопровождения. В нём уже есть своя музыка.
+ Музыкант, который занимается тем родом музыки, которым занимаюсь я, - цыган. Цыгану терять нечего.
+ Я открою вам одну тайну. Ничто никуда не движется. Мы просто живём. Происходит одна и та же драма, смысл которой сводится к тому, что каждому человеческому существу даётся шанс достичь освобождения от всей ерунды, которой мы сами себя окружаем. Поверьте, единственное, что заслуживает внимания, - это свобода.
(с) БГ