"Г" - Гулбене. Широкая душа узкой колеи

Jun 08, 2017 21:17

   Друзья, слухи о досрочном прибытии нашего поезда на конечную станцию оказались сильно преувеличены. Благодаря вашим подсказкам я нашел способ, как размещать фотографии в ЖЖ, не используя его дисковое пространство. Мы продолжаем.

До сих пор в очерках "О железной дороге - с любовью" я писал о наших, российских, железных дорогах. Не всегда эти записи получались радостными. Сейчас я предлагаю взглянуть на железную дорогу, не влюбиться в которую невозможно - латвийскую Банитис. Эта статья - о первой встрече с латвийской узкоколейкой Gulbenes - Aluksnes banitis, состоявшейся в 2013году. Всего таких встреч было три - прервались они тогда, когда из-за очень некрасивого поведения моей несчастной страны в международном правовом поле мировое сообщество отреагировало самыми действенными - экономическими - методами. Ездить в соседнюю Латвию стало не по карману.
  За время, прошедшее с той, первой поездки, я подружился со многими латышами. Общаясь с ними в социальных сетях, я вижу, какие непростые времена переживает и их страна: политики трубят о том, что в Латвии - небывалый расцвет, сами граждане говорят совсем о другом. Тем не менее, вне зависимости от политической ситуации, страна находит силы сохранять историческую узкоколейку. Россиянам тут есть, чему поучиться.
   Текст этот создавался для нашего "Гудка", чуть позже был опубликован в "Локотрансе". Выкладываю с незначительными правками. 2013 год, первые выходные сентября.

У многих читателей Гудка при слове "узкоколейка" дрогнет сердце - любителей этого чуда в России предостаточно. Но сегодня мы предлагаем совершить экскурсию в ближнее зарубежье - в Латвию, на узкоколейную дорогу Гулбене - Алуксне. Экскурсия приурочена к празднованию стодесятилетней годовщины дороги.



Первое свидание с Банитис. Городок Алуксне. Завтра здесь будет не протолкнуться.

Итак, Gulbenes - Aluksnes banitis. Слово "банитис" точного перевода на русский язык не имеет, но ближе всего по смыслу подходит наша кукушка. Праздники, посвященные годовщине дороги, проходят с двухтысячного года.



В годы своего расцвета Банитис имела протяженность двести десять километров, и перевозила как грузы, так и пассажиров. Значительную часть грузоперевозок составляли грузы Министерства обороны СССР. К моменту распада Союза протяженность дороги составляла нынешние тридцать три километра. За все время своего существования дорога несколько раз закрывалась, но каждый раз удавалось возобновить ее работу. Дорога имеет лицензии на осуществление как пассажирских, так и грузовых перевозок, но грузовыми сейчас не занимается.



Техническая справка: Дороги имеет два перегона. Путевое хозяйство принадлежит Латвийской железной дороге, которая получает по 1,62 лата (2,28 евро) с каждого поездо-километра. Рельсы - Р-28 конца позапрошлого - начала прошлого века. Блокировка - отсутствует, сигналы - тоже. Связь между машинистами и дежурными по станции - по мобильному телефону, на латышском языке, и это закреплено в местной инструкции. В парке дороги шесть тепловозов, два из которых требуют капитального ремонта, реставрируемый паровоз, пять пассажирских и три грузовых вагона. Приборы безопасности - ЭПК-150 и скоростемеры 3СЛ-2М. В кабине каждого тепловоза - таблица, помогающая перевести показываемую скорость в фактическую. Так, установленной скорости 35 км/час соответствует показание скоростемера 59,15 км/час. На всем протяжении дороги имеется два постоянных ограничения скорости до 25 км/час. На знаках "Начало опасного места" расположены таблички с указанием скорости. Машинисты водят поезда "в одно лицо". Поезд из пяти вагонов тащат два тепловоза - в голове и в хвосте состава. Несколько подъемов по четырнадцать-восемнадцать тысячных можно преодолеть и одним тепловозом, но руководство магистрали не хочет заставлять технику работать "на износ". Работают на Банитис тридцать человек. Гулбене-Алуксне - единственная в Балтии узкоколейка, осуществляющая регулярные круглогодичные перевозки.



На Банитис, как и во всей Латвии, поражает чувство хозяина. Естественно, подвижной состав и здания депо, имеющие статус памятников, в частной собственности - но этим и в России никого не удивишь. Поражает другое. Порядок и качество. Причем порядок в первую очередь в головах. Машинист Гвидо Вицупс, закуривая сигарету после отправления с праздничным поездом, достает баночку-пепельницу. Весь пепел и окурок - туда. Прочтя немой вопрос в моих глазах, Гвидо поясняет, что от выброшенного в окно окурка может загореться трава на перегоне, и дороге потом придется выплачивать штрафы. Он, как работник дороги, допустить такого не может. "Гордишься тем, что ты - машинист?" - задаю вопрос бывшему коллеге по контроллеру. "Да, конечно, отвечает Гвидо. - Это престиж, достойная зарплата, отличные условия. Нам выдали футболки с информацией о Банитис, и мы все лето носили их, причем в нерабочее время. И носили с гордостью". Пусть российский читатель дальше проведет параллели сам.



Машинист Гвидо Вицупс

Порядок на Банитис - во всем. В депо на канаве стоит капитально ремонтируемый тепловоз ТУ-6. Завершены работы по силовому агрегату, механике, электрике. Остался кузов. Так вот он отчищен до металла! Сам металл отшлифован и приготовлен под грунтовку. Конечный результат можно увидеть на реставрируемом паровозе 1951 года выпуска - в России не все автомобили красят с таким качеством. В ремонтном цехе на стене висит рулон обтирочного материала - для всех.



Кузов тепловоза отчищен до металла



Рама Гр-319



И его котел с топкой

За время праздничной поездки (напомним, длина маршрута - тридцать три километра) уже знакомый нам машинист Гвидо Вицупс три или четыре раза во время стоянок проверяет нагрев букс. Причем не "тыльной стороной ладони", как это делают его коллеги из большого сопредельного государства, а с помощью точного прибора. На вопрос "зачем?" читатель пусть найдет ответ сам.



Средняя зарплата на "большой" дороге в Латвии - около тысячи евро (с будущего года страна вступает в еврозону, и все латыши уже переводят суммы с латов в евро), на Банитисе - около семисот (напомню, текст относится к 2013 году). Примерно столько же получают и на "гражданских" предприятиях Гулбене, но только если есть работа. Естественно, я не мог не попытаться выведать секреты работы с персоналом у начальника дороги Алдиса Крейслерса. "Секреты? - удивился Алдис. - Их нет. Мы просто делаем свою работу".



Алдис Крейслерс. Фуражка, между прочим, советская.

Алдис поделился планами Банитиса на обозримое будущее. Среди них - оборудование открытого пассажирского вагона для обслуживания туристов. Тогда же планируется вцепить в пассажирский состав и грузовой вагон для перевозки велосипедов. После завершения реконструкции паровоза Алдис хочет ввести в расписание хотя бы один регулярный рейс в неделю на паровой тяге. "Это привлечет туристов, - поясняет руководитель, - а значит, и дополнительные доходы. На сегодняшний день около 95% расходов Банитиса дотирует государство". В планах дороги построить еще одну станцию с возможностью заправки паровоза водой на остановочном пункте Папарде, но это зависит от воли чиновников. Кстати, о государстве и его отношениях с гражданами. Когда в очередной раз дорогу собирались закрывать (себестоимость перевозки одного пассажира по всему маршруту дороги - 5 лат, то же самое на автобусе - 50 сантимов), жители населенных пунктов, связываемых узкоколейкой, обратились к властям с просьбой этого не делать. И были услышаны!



Такой вот европейский свисток

На Банитисе широко используется труд волонтеров. Это - настоящие фанаты узкоколейки. Они не настаивают на оплате своего труда, для них - прикоснуться к дороге изнутри, поучаствовать в восстановлении техники - уже счастье. Дорога в свою очередь оплачивает им расходы на автобусы, которыми они приезжают в Гулбене.



Жители Алуксне вышли встречать праздничный поезд

Как-то за рассказами об узкоколейке мы забыли, что информационный повод для поездки - ее юбилей. Праздник по-латышски - это немного не то, что привыкли видеть мы с вами в России. В первую очередь для латышей важен повод, по которому они собрались. Кто из читателей знает, сколько лет существует какое-либо транспортное предприятие в его регионе и когда у него "день рожденья"? Вот то-то и оно. А жители населенных пунктов вдоль Банитиса знают, и готовятся к этому дню. Многие пришли в национальных костюмах. Я не об артистах, которые выступают на многочисленных сценах, а об обычных людях. Празднику рады и дети, и старики. Для всех приготовлены развлечения. На конечных станциях маршрута, а также на промежуточном остановочном пункте Стамериене развернуты ярмарки. Тут и изделия ремесленников, и домашний хлеб, и копченая рыба - всего не перечесть. Есть и домашний алкоголь - пиво, самогон. Самогоноварение в Латвии официально разрешено при выполнении нескольких несложных условий. При этом во всех местах проведения праздника не встретилось ни одного не то что пьяного, а просто подвыпившего гражданина. Как не встретилось и мусора, выброшенного мимо урны. Значит, дело все же в порядке в головах. Или в государстве, создающем для этих голов условия.



У палатки с самогоном - оживленно. По секрету скажу - вкусен, зараза))





На празднование юбилея Банитиса прибыл директор железнодорожного департамента Министерства Транспорта Латвии Янис Эйдукс. Причем "прибыл" - громко сказано. Приехал и первым делом зашел в кухонный вагон (есть и такой, топится дровами!) поздороваться с работниками. А на часах, между прочим, далеко за полночь. Потом директор департамента отправился провести остаток ночи в гостевой дом Банитиса, он же - дом отдыха локомотивных бригад. Комната на девять железных (!) коек, несколько из которых уже занято делегацией из России, в которую посчастливилось попасть и автору этих строк. В течение следующего праздничного дня чиновник был замечен в поварском фартуке в том же кухонном вагоне. Может, в том числе и поэтому у латышей порядок в головах?



Слева - Янис Эйдукс. Справа - Саша Исаев, благодаря которому я и познакомился с Банитисом.

Учитывая то, что все мы - выходцы из одной большой страны, я не мог обойти вниманием национальный вопрос. Вопреки мнению, бытующему в России, русских в Латвии любят. Времена оголтелого национализма остались в прошлом. В современных латышских школах преподают три языка: латышский и два иностранных, по выбору. В большинстве случаев один из этих двух - русский: все давно поняли, что в изоляции от России не прожить. В девяностых годах некоторые националистически настроенные родители придерживались правила "Одна нация - один язык". Сегодня их выросшим детям сложно найти работу - при прочих равных условиях работодатель отдаст предпочтение кандидату, владеющему русским языком.



Поезд готовится к отправлению в обратный путь

Хорошо относятся и к тем, кто приехал из России и натурализовался в Латвии. Конечно, им пришлось выучить язык. На Банитисе работает семья выходцев из России, много лет назад перебравшаяся в Латвию. Они стали "латышами" настолько, что даже ругаются между собой по-латышски.



Скоро вагон будет набит битком



Цепи - для безопасности



То, что отношение к русским в Латвии - как к родным, нам довелось испытать на себе: в кафе, в которое мы зашли утром попить кофе, нас пропустили вперед, заслышав русскую речь. Одним из пропустивших нас был Янис Эйдукс.





Те, кто попадает на праздник Банитиса, стремятся приезжать сюда каждый год - настолько сильные впечатления он оставляет. Даст Бог, через год читатели Гудка смогут узнать о тех изменениях, которые произойдут на Банитисе за это время. Кстати, при слове "Гудок" железнодорожники оживляются - нашу газету помнят, любят и рады, что она существует.





В программе праздника - катание на дрезине. Несмотря на праздник, катание - платное.









Еще раз напомню, текст относится к 2013г.

Продолжение - здесь.

gulbenes - aluksnes banitis, "Г" - Гулбене, Банитис 2013, о железной дороге - с любовью

Previous post Next post
Up