Для многих Москва представляется этаким «городом мэра». Был в Москве мэром Лужков, все решал лужком. Теперь Собянин, значит за все отвечает Собянин, все знает Собянин, без Собянина ничего не происходит. Но это впечатление обманчиво. Собянин не больший хозяин Москвы, чем в средние века какой-нибудь король Франции был полным ее хозяином. Формально вроде как бы и да, а на самом деле в дела своих вассалов, тем более вассалов своих вассалов король очень часто не вмешивался. В Москве похожя сиутация.
Фактически Москва поделена на множество феодальных княжеств. Каждый феодал жестко защищает свою территорию, и смена руководства города (приход Собянина) внизу мало кого заставила одуматься. Приведу типичный пример. В октябре 2010 года одна управляющая организация подписала с тремя ТСЖ договор, после чего эти ТСЖ уведомили ДЕЗ о расторжении с ней договоров. Вроде все нормально? Но на следующий день управляющей организации позвонили из ГУИС района и предложили покинуть, как выразился звонящий, «их район», иначе не дадут жить, субсидий и «префект вам покажет». Кстати, этот префект на следующий день был утвержден в должности новым мэром, превратившись из ИО в полноправного местного князька. За пару месяцев эту управляющую организацию все-таки выдавили из указанных домов, облив грязью, запугав жителей и председателей ТСЖ.
О какой конкуренции в сфере ЖКХ можно вести разговор при таких порядках? Путин хоть что-то знает о том, как на самом деле решаются дела в сфере ЖКХ? С таким противодействием сталкиваются практически все коммерческие управляющие организации (не учрежденные на основе бывших ДЕЗов) как Москвы, так и регионов (историй и фактов множество).
В условиях, когда исполнительная власть действует запугиванием, всячески противодействует и уж тем более не пытается помочь, нормальный бизнес работать не захочет. Большинство компаний пробующих себя на этом рынке - пугаются и бегут. Как обуздать коррупцию, простите, я не знаю. Уж сколько лет думают и все придумать не могут. Но нужно хотя бы обуздать беспредел исполнительной власти.
На мой взгляд для оздоровления этой ситуации, т.е. для «усиления конкуренции» требуется:
1. Законодательно запретить исполнительной власти вмешиваться в хозяйственную деятельность УК.
2. Запретить однобокие судилища управляющих компаний исполнительной властью. Для этого существуют суды. Если жители или представители власти считают, что управляющая компания нарушает закон, дело передается в суд на общих основаниях. И все. Не должно быть этой совковой практики, когда руководитель компании вызывается «на ковер» к префекту. В СССР такое было, когда нерасторопных директоров распекали в райкомах. Но простите, в СССР все предприятия были государственными, а все директора были членами партии. Сейчас этого нет. С какой стати префект считает своим правом давать распоряжения директору независимой коммерческой компании?
3. Увеличить количество проводимых конкурсов по управлению МКД (в Москве их в год проходит не более сотни).
4. На законодательном уровне разрешить проводить конкурсы по группам домов, а не по отдельным МКД.
В заключении хочу сказать, что это не панацея от всех бед. И сами по собой эти 4 пункта сильного облегчения не принесут. Эти пункты должны быть частью общей масштабной программы реформирования ЖКХ, о которой я пишу под заголовком «Проблемы ЖКХ и пути решения». Уже семь статей написал и ещё напишу две-три. Применять эти меры надо в комплексе.