В прошлом
посте про дома в Смоленске я обещал рассказать, зачем мы ездили в Смоленскую область. Что и делаю сегодня.
Управляющая компания МАТОРИН-УН, в которой я работаю, занимается не только управлением недвижимостью. По мере сил мы стараемся делать жизнь людей интереснее и лучше. Мы например устраивали для жителей за свой счет
Масленицу,
субботники и тому подобные мероприятия. Недавно у нас появилась мысль помочь какому-нибудь детскому дому. С этой целью руководитель отдела по связям с общественностью Анастасия связалась написала в администрации нескольких регионов с предложением помощи для детских домов. Отозвалась почему-то только администрация Смоленской области, которая дала контакты Вяземской специальной школы-интерната VII-VIII видов. Что это такое никто из нас не знал. Как выяснилось, в этой школе-интернате учатся не только дети с ограниченными способностями в смысле интеллекта, но и очень много детей из неблагополучных (пьющих) семей. Анастасия связалась с директором. Оказалось, что директор готова принять любую помощь. Финансирование настолько скудное, что не хватает абсолютно всего.
Есть детские дома, где принимают только новую одежду, в этой школе-интернат ситуация такая, что директор готова принимать даже старую одежду (в хорошем состоянии конечно). Одежда конечно это важно, но Анастасия хотела подарить детям что-то более праздничное. Выяснилось, что школе также очень нужны канцелярские принадлежности, а также любые наборы для рукоделия, потому что воспитанники интерната очень любят шить, кроить, вязать и т.п. В общем Анастасия решила, что надо подарить детям канцелярские принадлежности, множество наборов для рукоделия, а также компьютерную технику и… праздник. Для этой цели она нашла группу клоунов, которые согласились устроить праздник детям. И вот в одну из прошедших суббот мы сели в четыре машины и помчались в Смоленскую область. Я пытался описать эту поездку, но у меня не получилось. Наверное потому что увиденное не оставило меня спокойным, а передать свои чувства я не смог. В общем я попросил Анастасию описать нашу поездку. Нечсмотря на большую занятость, Анастасия выполнила мою просьбу и ее впечатления о поездке я предлагаю прочитать под катом. Текст сопровождается моими фотографиями.
Искра добра
Подъезжаем
Морозная, но очень солнечная суббота 10-го ноября. На деревьях и траве иней. Утро, 10:40. 249-ый км Минского шоссе. Подъезжаем к месту назначения. Страшно при мысли о том, что нас ждет, кого мы увидим. После указателя «Интернат 0,3» сворачиваем с трассы и попадаем на проселочную дорогу. Слева и справа от нас небольшая полоса хвойного леса. Впереди открывается вид на 3-х этажное здание из серого кирпича с новенькими беленькими стеклопакетами. Проезжаем клумбы с многолетними растениями, накрытые лапниками (за ними ухаживают дети). Слева и справа перед зданием интерната детские площадки. Территория представляет собой несколько корпусов, расположенных друг от друга на небольшом расстоянии: учебный, спальный, столовый, теплица, огород, и несколько домов для учителей. Наше настроение улучшается - всё довольно симпатично и не так страшно, как мы себе это представляли.
Но мы еще переживаем о том, каких детей нам предстоит увидеть. Однако, слава Богу, и это оказалось напрасным - навстречу нам выбегают улыбающиеся и очень приветливые дети. Все с интересом здороваются с нами, но, несмотря на очевидное любопытство, не мучают вопросами кто мы такие и зачем сюда приехали.
Знакомство
По разбитой лестнице поднимаемся в здание школы-интерната. Всё еще с опаской открываем дверь и попадаем в очень уютный вестибюль. Дети здороваются с нами, все улыбаются. Нам сразу доложили обстановку -директор школы, Марина Михайловна, уехала в город и вместо неё из администрации в школе - заведующая учебной частью Ольга Александровна, которую они тут же привели к нам через пару минут (даже просить не пришлось, - они по цепочке передали друг другу).
С очень милой и приветливой Ольгой Александровной мы быстро решили организационные вопросы: куда нести компьютеры, куда угощения и вещи. Где можно устроить гримёрку для клоунов. Тут же дали нам в помощники ученика 8-го класса Диму, который в случае любой необходимости мог позвать нужного человека, провести в нужный кабинет. Минут 10 спустя выяснилось, что Дима неплохо знает музыкальное оборудование и тонкости подключения аппаратуры и микрофона, которые потребовались нашим аниматорам для проведение развлекательной программы.
На улице началась разгрузка 4-х машин. Встретили двоих ребят из старших классов, которые просто проходили мимо нас, прогуливаясь после уроков. Мы попросили их помочь носить вещи. Ушли они с грузом вдвоем, - вернулись уже вшестером. Все четко, спокойно, дружно. 7 минут - и все машины разгружены.
Вообще, взаимодействие между детьми построено очень интересным образом. Каждый учится в своем классе согласно возрасту и уровню успеваемости. У каждого класса есть свой учитель - куратор. Дети сформированы в группы, так называемые «семьи». В каждой «семье» есть дети из младших, средних и старших классов. Есть вожатые. На каждого ребенка возложены свои обязанности. Кто-то укладывает малышей, кто-то читает им книжки, кто-то гуляет. Бывает даже, что малыши называют старших ребят папами и мамами. Такая система называется «воспитание семейного типа». Когда только ввели данную систему, учителя переживали о том, что молодежь будет безответственна, а на практике оказалось, что даже мальчики с удовольствием проводят время с младшими, заботятся о них, порой лучше, чем девочки.
Уровень развития
У детей школы-интерната слабо развиты реакция и умственные способности. По словам Марины Михайловны: «эти дети лучше успевают по тем предметам, где нужно задействовать физические способности». Так, к примеру, учащимся 9-го класса уже 17 лет. То есть, не пройдя аттестационную комиссию по успеваемости в обычной школе, их сначала оставляют на второй год, но если и это не помогает, то отправляют в коррекционную школу-интернат. Для сравнения - обычному ребенку, чтобы усвоить информацию, необходимо прослушать её 1 раз, а этим деткам - минимум три. Но это не означает, что они вообще ничего не могут и не воспринимают, напротив, они прекрасно социально адаптированы, и обычные дети сильно уступают им в быту. Внешне про них ни за что не скажешь, что они с отклонениями в развитии.
В школе-интернате очень много кружков, есть прекрасные уроки труда, на которых они не только делают различные поделки, но и вяжут одежду, шьют ночные рубашки, постельное белье, делают войлочные тапочки. Причем делают это и девочки и мальчики, но, конечно, только те из них, которым это действительно интересно. Никакого принуждения. Ведет уроки труда бабушка 70-ти лет, которая почти всю свою жизнь отдала обучению таких детей. Мы с восторгом и удивлением рассматривали выставку работ, а в это время ребята работали за швейными машинками.
Думаю, не стоит даже и говорить о том, что всё, что делается на уроках труда, используется в дальнейшем самими же детьми. Потому что из государственных субсидий - 4700 рублей на ребенка в год и еще питание, о котором директор говорит с благоговением. Она очень рада тому, что хотя бы это ввели детям на регулярной основе, раньше даже не было и такого счастья и случалось, что местные церкви помогали интернату крупами и овощами - это и готовили детям, чтобы из-за голода не закрыли интернат. Сейчас в интернате 5-тиразовое питание: завтрак, обед, полдник, ужин и сонник.
Достижения
В школе практически индивидуальный подход к детям. Учителя внимательно изучают каждого ребенка, его интересы, способности. И, видя стремления к определенным знаниям и направлениям, всячески развивают их в этом.
Учителя очень гордятся достижениями своих воспитанников. Мы прошли на второй этаж школы и увидели большую витрину медалей, кубков, вся стена увешана грамотами и благодарностями. Этому уделяется огромное внимание. Развивается и стремление деток к достижениям.
В интернате уже более 20-ти лет бессменно работает учитель физкультуры, который сначала тренировал детей для участия в местных соревнованиях (футбол, баскетбол, лыжи), а потом, «войдя в азарт», воспитал не один десяток медалистов - олимпийских чемпионов. В основном это достижения в лыжном и хоккейных видах спорта.
Спортивный зал оборудован различным инвентарем - маты, канаты, шведские стенки, мячи, есть даже лыжный тренажер для тренировки рук. У каждого ребенка, если это позволяет физическое состояние, есть лыжи. На прилегающей территории интерната даже в ноябре мы увидели уже намеченную лыжню.
В интернате есть детки с повреждением двигательной системы и некоторым, не то что кататься, но просто даже ходить тяжело. А ведь смотря в окно, всегда так хочется к друзьям, катающимся на роликовых коньках. Ну что делать, учителя одевают ребенку коньки, берут под руки, выводят его на улицу и катают его в буквальном смысле на руках вокруг интерната. Даже если это 5 минут - для ребенка это уже счастье.
Дети ездят по районам с танцевальными постановками собственного хореографического кружка, и даже участвуют в праздничных программах других театральных коллективов.
Искра добра
Добро есть в каждом. Ну, хотя бы малая его искра. Важно, как распорядиться этим великим качеством, способным изменить мир. У нас сложилось впечатление, что в этих детях его гораздо больше. Они умеют ценить то малое, что дала им жизнь в этом лесном интернате, но что так сильно отличается от той действительности, в которой они оказались, родившись в своей семье. Они дарят тепло и заботу друг другу, потому что прекрасно знают, что означает их нехватка.
Любовь к детям есть и в каждом воспитателе, в каждом человеке, работающем в этой школе. Этому не нужны доказательства. Вы приходите туда, общаетесь со всеми и просто чувствуете её. Эта любовь для деток, как драгоценный дар, потому что их неблагополучные родители вспоминают о них только тогда, когда наступают каникулы (а некоторые не хотят даже и тогда вспоминать о них).
Каникулы - единственное время, когда учителя не могут оставить детей в интернате. На их содержание в каникулярный период денег нет. Как нет денег на воду, туалетную бумагу, мыло и лампочки. Как нет денег на одежду, канцелярские принадлежности, мебель и оборудование. Всё, что есть из благ в этом образовательном учреждении, сделано за счет благотворительности или своими руками. Например, привезли однажды в школу ламинат. Кто будет его класть на первом этаже? Денег на мастеров нет. Директор идет к учителю труда, тот привлекает старшеклассников, устраивает им «мастер класс». Всего две недели и на первом этаже положен новый пол.
В своем кабинете, где стоят протертые со сломанными пружинами стулья, переданные из VIP-зала аэропорта Шереметьево и длинный стол, за которым мы угощались чаем, директор Марина Михайловна, пришедшая воспитателем после института в 18 лет, рассказала нам много разных историй, поведала нам о судьбах некоторых выпускников. Но больше всего задевает за живое безразличие к детям со стороны собственных родителей. Иногда учителям приходится уговаривать их забрать ребенка на каникулы, иногда это удается сделать только через администрацию области, потому у родителей банально нет денег на проезд до детского дома. В крайних же случаях, они забирают некоторых детей к себе домой. Иногда родители приезжают к детям навестить их, но при этом учителя застают их в таком состоянии, в котором просто не могут пропустить в здание интерната. Тогда их заставляют гулять по территории до тех пор, пока они не придут в себя.
Но, несмотря ни на что, для этих детей родной дом и родители, какими бы они ни были, всегда остаются желанными. Несмотря на порой невыносимые условия дома, дети все равно скучают по нему и очень любят своих родителей. Есть дети, которые сами находясь в интернате, пытаются контролировать родителей, звонят им, проверяют «как там дома». Если подойдут к телефону - хорошо, значит еще в состоянии разговаривать. Не подходят - плохо, значит пьют. Такого ребёнка не обманешь, он все чувствует сам. Приходится утешать, переубеждать, что всё будет хорошо, что всё наладится.
В школе между детьми существует негласное правило - НИКТО и НИКОГДА не указывает на недостатки родителей другого, НИКТО и НИКОГДА не должен высказываться обидно в их адрес. Родители - это святое.
Учителя находятся с детьми по 24 часа в сутки, эти дети требуют больше внимания, чем обычные. Они по крупицам собирают всё, что в их силах,пытаются вести переговоры с благотворительными организациями, с администрацией области, принимают любую помощь, ни от чего не отказываясь. Если это старый протертый угловой диван - ничего, они ставят детям в рекреации в зоне отдыха. Или никому не нужный старый стол для пинг-понга - отремонтируют, и дети уже играют в настольный теннис в любое свободное время. Дети воспитываются по принципу открытых дверей.Они в любой момент могут подойти к любому учителю - своей второй маме, прийти в кабинет директора, чтобы позвонить домой или просто поделиться своими проблемами или желаниями, спросить совета.
Воспитанники школы-интерната - это очень добрые, открытые, живые и общительные дети. Они пытаются обратить на себя внимание. Здороваются с нами по несколько раз. Почти каждый из них попросил разрешение сфотографироваться с нами. Это не удивительно, ведь для них гости - редкое явление. А тем более, впридачу с веселыми клоунами, воздушными шарами и угощениями. Некоторые даже решили, что в школе отмечается праздник «День милиции», а некоторые - что это «Новый год». Учителя ради такого случая отменили уроки.Радость детей - самое главное, а учебную субботу они потом как-нибудь наверстают.
14:40. Наше посещение заканчивается. Подходят дети, благодарят: - «Извините, пожалуйста, а можно мне подарить Вам свою поделку?» Принимаем подарки. Учителя приглашают нас пообедать, потому что дорога предстоит дальняя. Мы всячески отказываемся, очень торопимся, потому что впереди еще 150 км. Уже садимся в машины. Выходит заведующая старшими классами Анна Николаевна: «- Голодными от нас еще никто не уезжал. Так, а ну-ка, «детки» выстроились по парам и в столовую, шагом марш!». Директор подтверждает, - Анне Николаевне трудно отказать. Пришли в столовую.
Дети уже накрыли нам полноценный вкусный обед: суп, котлетка с пюрешкой, капустный салатик и компот.
И знаете, нам было тепло и уютно в компании учителей и воспитанников интерната. Всё прошло замечательно, дружно и душевно, и самое главное, очень-очень по-доброму.
От себя добавляя. Вот такая поездка. Мы постарались сделать детям праздник. Мне кажется у нас получилось. Для нас даже отменили учебу и дети правда был уверены, что был какой-то праздник. Еще раз повторю, директор школы-интерната готова принять любую помощь - дети получают государственных субсидий в год 4700 рублей на ребенка! В год!!! Если вдруг кто-то из читающих хочет помочь этому интернату, то в начале поста название этого интерната.