Говоря о коррупции нельзя смешивать ее с воровством на местах. Коррупция в общепонимаемом смысле это получение ответственным сотрудником денег за ненадлежащее исполнение своих функций в пользу взяткодателя. Если смотреть на ситуацию в таком ракурсе, то никакой коррупции на уровне отдельно взятых ГУП ДЕЗ вроде бы не существует. Это в советское время слесарь-сантехник мог брать с жильцов трешку за замену смесителя, хотя должен был осуществлять это бесплатно (поскольку эти услуги оплачивались в рамках квартплаты). Сейчас все услуги кроме стандартных платные, поэтому и коррупции на этом уровне как таковой нет. Директору или главному инженера ДЕЗа тоже жильцам уже незачем давать взятки. Так где же возникают коррупционные схемы? Эти схемы возникают на стыке зоны ответственности ДЕЗов/УК и местной власти.
Что нужно для возникновения коррупции? Нужно два физических лица обладающие определенным интересом нарушить закон. Одно лицо, взяткополучатель, должно обладать определенными возможностями в административном формате. Другое лицо, взяткодатель, должно обладать избытком денежных средств, чтобы купить административные возможности потенциального взяткополучателя. Из сказанного ясно, что в сфере ЖКХ взяткополучателем может выступать только чиновник местного органа власти. А взяткодателем представитель ГУП ДЕЗ или управляющей компании. Представитель частной коммерческой управляющей компании может потратить часть прибыли на взятку, поскольку вся прибыль компании принадлежит владельцу. А откуда деньги на взятки у руководства ГУП ДЕЗ, то есть структуры государственной (примечание: здесь и далее я не буду делить государственные структуры на федеральные и муниципальные, чтобы не усложнять объяснение), ведь вся прибыль этой структуры директору не принадлежит, он лишь получает зарплату. Давайте разбираться.
В Москве средний ГУП ДЕЗ обслуживает от нескольких десятков до двух-трех сотен домов. Но что такое обслуживает с точки зрения бюджета ГУП ДЕЗ? Это значит, что в штате должно находиться такое количество сотрудников различных специальностей, чтобы обеспечить условия договоров с собственниками. Например, если в договоре стоит, что каждый подъезд дома должен убираться ежедневно, то в штате ГУП ДЕЗ должно быть столько уборщиц, чтобы этот пункт договора выполнять. Сколько времени занимает влажная уборка подъезда в доме брежневской постройки? Допустим полчаса (на самом деле цифры могут колебаться в большую сторону, но упрощенно возьмем полчаса на подъезд). Значит 4-подъездный дом одна уборщица обработает за 2 часа. При 8-ми часовом рабочем дне получаем, что ежедневно 1 уборщица может убрать подъезды в 4 домах. А ГУП ДЕЗ обслуживает допустим 200 домов. Значит в штате у него должно быть порядка 50 уборщиц. Какова зарплата уборщицы? Ну пусть будет 20 тыс. рублей в месяц. Значит в бюджете этого ГУП ДЕЗ ежемесячно должна быть строка расхода в 1 млн. рублей на зарплату уборщицам, чтобы выполнять пункт договора по ежедневной уборке в подъездах.
Положа руку на сердце, кто заметит, убираются ли в подъездах каждый день или через день? Значит нечистый на руку директор ГУП ДЕЗ может с легким сердцем уменьшить вдвое реальное количество уборщиц, но по документам отчитываться за расход зарплаты на полный штат. В этом случае у него высвобождается уже полмиллиона рублей ежемесячно только на одной уборке подъездов. А если убирать в подъездах не через день, а например два раза в неделю? В этом случае реальное количество необходимых уборщиц будет еще меньше, например их будет уже не 25, а только 15. Значит по документам будет проходить статья расхода в 1 млн. рублей на зарплату уборщицам, а реально будет выплачиваться только 300 тысяч, а 700 тысяч будет таким приятным бонусом для руководства ГУП ДЕЗ. Жильцы конечно в этой ситуации будут ворчать, мол подъезд плохо убирают. Но ведь директор ГУП ДЕЗ знает, что из-за какого-то грязного подъезда всенародный сход организовывать не будут.
Можно ли дальше оптимизировать траты на уборку? Легко. 20 тысяч это зарплата официальная, ее будет требовать уборщица, имеющая гражданство и все соответствующие нормы защиты со стороны закона. А если уборщицами взять нелегальных эмигранток? В этом случае можно а) срезать им выплачиваемую сумму хоть вдвое по сравнению с официальной зарплатой и б) увеличить их рабочий день с 8 до 10-12 часов в сутки. В этом случае можно уже брать не 15, а только 10 уборщиц (они ведь работать будут дольше), а платить им не 200, а всего 100 тысяч рублей в месяц. Итого что мы имеем? Мы имеем, что по бумагам дома этого ГУП ДЕЗ будут каждый день убирать 50 уборщиц, получающих совокупно 1 млн. рублей, а реально дома эти будут убираться 10 уборщицами пару раз в неделю (а то и раз в неделю) и получать они будут 100 тыс. вместо 1 млн. Итого «экономия» составляет уже 900 тысяч рублей с одного миллиона. Ежемесячно, а в год это будет 10,2 млн. рублей. Неплохо? А есть еще дворники, есть слесаря и пр. И на каждой группе работников можно вот так «экономить».
Прошу только не понимать неверно. Это цифры примерные, взятые мной лишь для наглядности. В реальности цифры могут сильно колебаться: и зарплаты могут быть другими, и аппетиты руководства. Но общее представление об этом методе воровства денег этот пример дает. Поэтому каждый раз, когда вы видите, что мусор вывозится не каждый день, или подъезд грязный, потому что убирается редко, то не думайте, что это простое разгильдяйство и ленность уборщиц или дворников. На самом деле это работает экономический механизм, который я описал в упрощенной схеме. Причем я описал только одну из возможных статей воровства. О других схемах поговорим в другой раз.
Резонный вопрос: но ведь эти злоупотребления, это воровство, этих нелегальных работников обнаружит первая же проверка. Как может руководство обслуживающих организаций вести себя так дерзко и ничего не бояться? Вопрос верный. И мы здесь как раз и подходим к коррупционным схемам. Но поговорим об этом в следующий раз.