СОВРАЩЕНИЕ ГЕДОНИЗМОМ.

Aug 23, 2015 15:46

Теория Раскольникова вновь современна?

Владимир ПОЛЯКОВ

Александр Сергеевич Панарин - политолог уважаемый. Профессор МГУ, завкафедрой политологии, член Российской академии гуманитарных наук и еще Нью-Йоркской. Но широкой публике пока не очень известен. Пресса вниманием обходит: такие “нормальным” людям непонятны - вместо погони за успехом постоянно уклоняется в ересь.

20 ЛЕТ МОЛЧАНИЯ

В родном донбасском Дзержинске в 15 лет он уже самостоятельно изучал Ленина, Маркса, историю КПСС. Неплохо разбирался в этих сложных материях. Знал твердо: станет философом и больше никем. На заводе работал, в вечернюю школу перейдя, - заслужить рабочий стаж. Без него к философии не допускали.

В университете московском обнаружил сразу: у профессоров особого почтения к Марксу нет! Пользуются его текстами редко, лишь цитируют. Но чтобы всерьез, искренне, с азартом - нет. Веры во всесильное учение не было... А он по-новому прочитывал Маркса и Ленина. Обнаружил у них массу крамольных для партийной идеологии вещей: “рабочая оппозиция”, “власть профсоюзов”... Нашел у Ленина - власть от партии может перейти к всероссийскому съезду производителей. Мысли такие казались правильными. Еще в начале 60-х вынашивал идею, потом развитую польской “Солидарностью”, рабочего самоуправления.

Думал о том, как ловко и своекорыстно пользовалась коммунистической идеологией вся пирамида власти. Пришел к выводу, что во благо народу - направить систему в сторону кооперативного социализма. Доказательства находил у Ленина.

Но шаг вправо-влево от единственно верного понимания политики КПСС карался. И в “оттепель” 60-х Панарин узнал, что такое “заморозки”. Теоретические поиски лучшего пути кончились худом. Им занялись спецслужбы: с 3-го курса исключили, из комсомола тоже.

И стал бы он неким “подпольным парадоксалистом”, но судьба через пару лет дала ему новый шанс. Сняли Хрущева, разоблачая волюнтаризм, искали факты его проявления. Панарин попал в разряд пострадавших: “диссидентство” списали на недовольство молодежи прежней политикой.

Восстановили в университете, но сочли: грехи все-таки были - только на заочное отделение. По окончании МГУ в философию не пустили, на 20 лет от нее отлучив. Пришлось переквалифицироваться в социологи - в “Нефтехиме” на курсах повышения квалификации разъяснял социально-психологические проблемы управления. Философом в СССР быть нельзя со склонностью к инакомыслию.

Панарина “реабилитировала” перестройка. В 44 года. Время потеряно? Кто знает, что человеку лучше...

И хорошо, что удаляли от самой правильной идеологии. Сохранил себя в цельности и мозги вирусами не заразил. Перестраиваться из рьяных “научных коммунистов” не надо. Бросился резко нагонять упущенное. Ему завидуют: книги пишет одну за одной - уже 20 издал. Он: я 20 лет молчал!

СПЕЦСЛУЖБЫ - “ПЯТАЯ ВЛАСТЬ” ИЛИ ПЕРВАЯ?

Последняя его книга - “Искушение глобализмом”. В ней Панарин обвиняет США в совершении тягчайшего преступления: американцы превратили демократию в средство для достижения своекорыстных целей и тем самым ее скомпрометировали.

Кто-то пролистает книгу с иронией, переходящей в раздражение: “Опять про заговор, злые гении замыслили изничтожить Россию, коварно обманув добродушных россов. Да поймите же наконец! В России произошла нормальная революция. Многое было задано объективными обстоятельствами...”

Объективными ли?! История явно течет не по законам истмата. “Наш мир - театр, где люди все - актеры”. А режиссеры и сценаристы сочиняют глобальные сериалы. Для России - почти всегда трагедии. Отнюдь не оптимистические. Прежний проект сменили новым либеральным сценарием. В нем какой финал задумали режиссеры?

В 17-м воплощали радикальную социалистическую идею. Замыслили мировую революцию, не удалась - построили государство, где человек имел мало свободы, а общество подчинялось не столько велениям жизни, сколько какому-то таинственному заветному тексту.

Когда же социалистический сюжет исчерпал себя, возник новый поворот в сценарии для России. Прежнее единственно верное учение заменили “чикагским вариантом” радикальной либеральной идеи. Панарин уверен: “Судьба коммунистического строя в России сложилась бы иначе, если бы ему дано было... вписаться в национальную культурную традицию и естественным образом эволюционировать вместе с нею”. Не позволили.

В условиях холодной войны власть и на Западе, и в СССР все больше зависела от некой интернациональной силы. “Тайные советники вождей” противоборствующих строев обнаружили: у них больше сходства, чем с собственными народами. Мозговые центры спецслужб начали сотрудничать! Влияние экспертов усиливалось, элиты разных стран объединялись в своего рода тайный интернационал, претендующий на мировую власть.

В СССР можно было сохранить лучшее из социализма и заимствовать полезное у капитализма. В 80-х народ накопил на сберкнижках около 500 млрд. рублей. Столько же стоило неустановленное оборудование на складах предприятий. Продайте его народу или сдайте в аренду - пусть будут сами себе хозяевами, о чем мечтали многие.

Нет. Вожди сочли наилучшим власть непомерную поменять на богатство, тоже немереное. Определили, кто достоин этих богатств: счастливчики из партийно-комсомольской номенклатуры. Собственности много прибрало и руководство спецслужб. Госбезопасность была по долгу службы обязана защищать государство социализма. Не защитила - значит, был резон. Ну, не могла состояться “либеральная революция” в России, не дай на нее согласие спецслужбы! Автор их назвал “пятой властью”. Но по силе она, может, первая.

РЕВАНШ НАИХУДШИХ НАД НАИЛУЧШИМИ

США давно веруют, что их страна - лучшая в мире. Победа в холодной войне убедила их в своей великости окончательно. Теперь надо закрепить лидерство на веки вечные!

Скептики возразят: “Никем США управлять не хотят. Да и невозможно управлять всем миром. Это вымыслы параноиков, которым всюду чьи-то козни видятся. Просто собственную дурь и лень хочется оправдать”.

Почему невозможно? Мечта о власти над миром старая.

Теллер, оправдываясь за создание термоядерного оружия, говорил, что он любит своих детей и мечтает о мире. Но работа с термоядом - “хорошая физика”. Никакие деньги не дают такие мощные стимулы, как “хорошая физика”. А всем миром управлять - разве не отличная социология?!

Продукт такой социологии - американский глобализм. По Панарину, “это тоталитарная экономическая власть (финансовой олигархии в первую очередь), преследующая планетарные амбиции”.

США претендуют на монополию мировой власти. Управление миром из одного центра можно и принять, если б оно предполагало цели прогресса.

Но глобалисты не озабочены проблемами человечества. Они заняты отбором наиболее приспособленных, строя новый феодализм, при котором богатейшая знать будет жить великолепно. А остальные... Пусть проигравший плачет.

Играя по правилам глобалистского социал-дарвинизма, Россия, Панарин считает, пришла к абсурду: “Злосчастный парадокс последних “реформ” в том, что они ознаменовались реваншем наихудших над наилучшими: жульнического “жуирства” над честным трудолюбием, своекорыстия над самоотверженностью, предательства над верностью, недобросовестных имитаций и стилизаций над подлинностью”.

Или глобалисты такие правила придумали только для других, чтобы ими было легче управлять, а меж собой играют иначе? Но нам в России что делать?!

“Террор монетаризма” не лучше любого иного террора. “Посредством денег люди, ничем не заслужившие доверия общества и часто демонстрирующие наихудшие моральные качества, получают возможность торжествовать над наилучшими - совестливыми, чуткими, бескорыстными, просто честными”, - делает вывод Александр Сергеевич.

Думали, западный бизнес предполагает честность и высокую ответственность, о чем забыла номенклатура. Обманулись? Хорошо все, что приносит прибыль? Выгоден и обман, если не накажут за него? Главное - успех и удовольствия, им доставляемые? Философия глобализма проста: богатство, власть и гедонизм - стремление к удовольствиям?

Обо всем этом мы говорили с автором. В опустевшей к вечеру аудитории Института философии я наседал с вопросами, Панарин моментально отвечал, удивляя умением понимать с полуслова.

КТО СИЛЬНЕЙ, ТОТ И ПРАВ?

- Вы пишете: “Будущее не отгадывается наперед - наподобие того, как школьник отгадывает уже известный учителю ответ задачи, оно творится”. Но в России о ее будущем элита не заботится.

- Американцы, проповедуя философию удовольствий, считают: экономический человек, не думающий о Больших Проектах, живущий повседневными частными радостями, не опасен.

Наши либералы тоже стремятся исключить большую европейскую и русскую традицию. Когда я горжусь Пушкиным, тут же слышу сарказм: “Ах, вы опять о Пушкине! Почему не о нищете?” Россиян не устроит чисто гедонистическая программа: “Подчинюсь кому угодно, лишь бы иметь удовольствия”.

Компрадорская буржуазия, предавшая интересы России, еще может измениться. У красных комиссаров самым бранным словом был “патриотизм”. Но, когда Европа не поддержала мировую революцию, большевики стали патриотами большими, чем белые генералы.

Без защиты государства капиталы российские со временем присвоит Запад, объявив их преступными. Думаю, Бородин, посидев в американской тюрьме, вернулся большим русским патриотом. Умные олигархи, оставаясь прагматиками и циниками, поймут: такого щадящего режима, какой дает Россия, им не даст никто (все остальное - временно, соблазн и заманивание). Патриотизм для них - прагматическая необходимость.

- Беда еще: наше общество приняло социал-дарвинизм как единственно верное учение - всегда прав тот, кто побеждает.

- Правители используют ту идею, которую мыслители сформировали как знамя и лозунг дня. Ныне власть оседлала социал-дарвинистского конька. Если будет привлекать ярких людей другая идея, Большие Инквизиторы будут спекулировать на ней.

Бог или история, что в данном случае тождественно, имеет бесконечное множество ходов и бесконечное время. У хитрейших игроков типа Березовского время и варианты ограничены. Переиграть Бога никто не сможет. Игроки, не идущие на уступки проигравшим, приближают свое поражение. Правители, мысля стратегически, должны понять: либеральная программа исчерпала себя, она крайне непопулярна.

Если они хотят еще большей власти, им надо оседлать иного конька. Придется использовать народное возмущение олигархами. Умные честолюбцы это понимают.

В больших мировых стратегических играх побеждают сейчас те, кто ведет двойную игру. Они проповедуют глобализм, денационализацию, разыгрывают карту “гражданина мира”. Но сами опираются на мощь своей страны и нации. И всегда выигрывают у тех, кто буквально верит в идеи глобализма. Почему Америка выигрывает? Потому что использует двойные стандарты. Для других народов нет Родины, а есть глобальный мир. А для себя есть еще американское Отечество.

В глобальный мир нельзя выходить в одиночку. Надо иметь за собой силу, заставляющую с тобой считаться.

- Истмат утверждал: все закономерно и будет лучше. Православие утешает: что Бог ни делает - все к лучшему. Эти две фаталистские идеи срезонировали в России. Оттого мотивация у народа на общественные деяния падает до нуля...

- Марксизм воспитал нас в духе оптимистического фатализма. Либерализм из того же европейского корня. Коммунизм - не традиционная русская идея. Это разновидность идей Просвещения. И либерал, и коммунист согласны в одном: экономика есть базис, она все определяет, развитие экономического прогресса обеспечено автоматически и автоматически решает проблемы морали, культуры и другие.

Винер говорил: “Порядок - наименее вероятная вещь, но человек пришел в мир, чтобы наименее вероятные состояния все-таки сделать чуточку более вероятными”.

Чтобы улучшить общество, нужна воля. Культурная воля. Нравственная воля. Мы должны быть оптимистами, надеясь на лучших людей. Но они могут и не спасти. Это, если хотите, “драматический оптимизм”. Требующий мужества и взывающий к нему.

ЗАПАСНОЙ ЭШЕЛОН ЭЛИТЫ

- Слой элиты, истинно лучших, в России ныне предельно тонок. Кажется, так будет долго...

- В жизни масса парадоксов. Почему один и тот же народ не остается постоянно историческим народом? Казалось бы, сегодня преуспел, и у него наилучшие экономические условия, интеллектуальные, военные - значит, он и впредь будет господствовать? Но господа мира сего начинают почивать на лаврах, деморализуясь, деградируя. Непременно. И тогда все их материальное богатство гроша ломаного не стоит. Они слабы против варваров, у которых сильна моральная воля. Так же и в творчестве. В его законах есть игра случая, в которой прячется какая-то тайная программа культуры.

Живет в провинции юноша, без столичной конформистской закваски, без усредненных стандартов мышления, не боится возражать авторитетам. В провинциальной угрюмой тиши юноша думает. Потом оказывается, что его думы востребованы мировой историей!

В культурных центрах возникает некоторое пресыщение. И тогда поднимается периферия, отстающая от центров. Но зато она имеет мощную мотивацию к жизни, к творчеству, мощную пассионарность, азарт новых решений.

- Общество всячески препятствует “лучшим”.

- Задача “запасного эшелона” элиты - не занять место нынешней. Ее дело - открыть новую нишу, где элита прежняя в принципе не может быть. В запасе у человечества есть ресурс - на порядок ценнее, чем все сырьевые, - великие письменные традиции. В них скрыта масса возможностей. Это кладовые культуры! Там - новые идеи, способные зарядить безнадежно апатичных людей энергией.

Западные интеллектуалы черпают из своей традиции многое для творчества в XXI веке, почему я не могу обращаться к русской традиции?

Трагедия России - победила западническая элита. Другую уничтожили большевики. Да, она была декадентской, но пыталась вытащить из глубины веков православную традицию. Большевизм срезал эту программу. Но ее обязательно возродят. Я тоже пытаюсь: в журнале “Москва” печатается моя работа “Православная цивилизация в глобальном мире”.

Новой элите требуется не столько интеллектуально-творческая одаренность, сколько интеллектуальное и моральное мужество. Против нее активно используют “символические репрессии” - навешивают ярлыки, не пускают в престижные журналы. Ущербные характеры боятся этого и поддакивают в надежде на некоторое признание, западные гранты, возможность публиковаться. Иначе объявят почвенником, национал-патриотом, сделают аутсайдером.

НАДО ОСМЕЛИТЬСЯ ДЕРЗНУТЬ!

Панарин уверен: “Когда произошла капитуляция в области культуры - отстраненность от опыта отцов, от национальной традиции в пользу заемной, политическая капитуляция становится лишь вопросом времени”.

“Советская мечта” проиграла “американской”. Наша элита, завидуя богатству западной, отказалась от Коммунистического Проекта. И простому человеку захотелось “капитализма”. Заманить его в “мышеловку” “их” сыром - дело техники.

Запад навязывает нам культуру постмодернизма, который ненавидит любую добродетель. И всячески поощряет любовь ко всем удовольствиям. Даже считавшимся запретными. Кажется, что гедонизмом постмодернизм стремится совратить человечество.

“Если выбирать между нигилизмом и восторженностью, плутоватой изворотливостью и прямолинейной честностью, беспринципностью и принципиальностью, циничной всеядностью безверия и чистой пламенной верой, то нет никакого сомнения в том, что постмодернисты отдадут предпочтение первому перед вторым”, - считает Панарин.

Странная культура. Не патологическая ли?

Русская культура уступила напору социализма. Российскую вытесняет ущербный постмодернизм, программирующий людей на деградацию! И всячески препятствующий поиску новой культуры.

Панарин предлагает: нужен новый “масштабный субъект действия, обладающий мироустроительными амбициями”, надо “восстановить способность современного человека выстраивать долговременные масштабные проекты и мобилизовать коллективные усилия для их претворения в жизнь”. Подлинная элита отличается тем, что способна предлагать Большие Цели.

На одной из встреч в “Суздаль-клубе” Панарин доказывал убежденно: “По ценностям, таящимся в русской культуре, мы самые богатые! Извлечем их - будем первыми в мире!”

Надо только осмелиться дерзнуть!

"Литературная газета", 22 августа 2001 года.



ЛГ, элита, Панарин, спецслужбы, гедонизм, глобализм, волюнтаризм

Previous post Next post
Up