Достоевский в “Легенде о великом инквизиторе” утверждал:
“Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы”.
Большой идеалист был Федор Михайлович, людей переоценивал. Многих ли мучают поиски смысла жизни и раскрытие тайн бытия? Особенно в наше время, когда власть “великих инквизиторов” постоянно следит, чтобы у масс было и хлеба, и зрелищ в изобилии.
Или молодежь ещё способна искать, пока не избила сильно судьба?
Да, молодость - время ставить вопросы о том, как жить лучше и время поиска ответов. Не зная никогда, правильно ли задачу решил. И нельзя узнать ответ, заглянув в конец учебника - ибо нет такого. И предмета учебного - жизневедения - нет ни в школе, ни в вузе. Хотя это самая главная наука - о том, как жизнь наилучше строить.
Как жить? Вопрос сей нравственно и умственно развитую молодежь обязательно должен волновать. Кто научит его решать? Родители? Они часто сами до конца жизни не могут найти ответ. Учителя? Где найти таких? Книги, кажется, только запутывают. Да и лень решать - многие ответ подгоняют под “как живут другие”.
Справедливости вот сильно хочется, а до нее дела нет никому. Ведь все спешат к успехам - любыми путями и средствами. Над стремящимися же к справедливости смеются, как над дурачками. Да и ум, если “денежек” не приносит, всегда не в большом почете. За ум могут уважать, как за силу, но зато и не любить из зависти.
Иллюзии отрочества, если были, быстро одна за другой рушатся. Мир кажется не имеющим Высшего Смысла. “Каждый сам за себя в этой пустыне эгоизма, называемой жизнью”, - решил Стендаль. Многие из молодых быстро соглашаются с подобными ответами. Бросаясь в бесконечную гонку преследования за удовольствиями.
Кому-то мало этого? Достоевского с Толстым начитались? Не согласны, что главная цель человека - властвовать и обогащаться, чтобы сладко жрать, спать и получать всевозможные наслаждения? Много ли таких идеалистов в России наберется сегодня, если даже в годы “строительства светлого будущего” преобладали циники?
Тогда у многих столкновение с жизнью вызывало разочарование. Итог - чувство безнадежности, отчаяния, озлобленности на людей. Многие уходили “в подполье” - в равнодушие, “ловлю кайфа”, “мещанское счастье”, а кто и просто в обыкновенное пьянство.
Достоевского эти проклятые проблемы волновали всю жизнь. Он назвал причиной “подполья” уничтожение веры в общие правила: “Нет ничего святого”. Когда человек не верит ни в Бога, ни в разум, способный улучшить мир. А потому - пусть проваливается свет, но чтоб только кататься на “мерсе” с дамочками да пить “Хеннеси”.
Американский психолог Абрахам Маслоу был тоже идеалист. Главными целями человечества он считал создание Хорошего Человека и Хорошего Общества, всегда взаимосвязанные: “Люди должны стать лучше, иначе вполне возможно, все мы или будем сметены с лица Земли, или… будем жить в напряжении и тревоге”.
В России кто мучается над Хорошим Человеком и Хорошим Обществом?!
Если молодежь хочет жить в стране лучшей, чем нынешняя, наверное, она должна ломать головы над такими вопросами. Возможности у нее гораздо большие, чем у поколений “застоя”. Их вынуждали приспосабливаться к фарисейской действительности. Обсуждать ее и тем более писать об этом свободно было опасно.
Свободы сегодня гораздо больше, иногда кажется, даже чересчур. “Молодые молчат?! Почему не интересуются политикой?” - спрашиваю я их упрямо.
Почему молодежь не идет в политику? Новейшая история научила - выживай сам, своя рубашка ближе к телу. Только крутись - и твои проблемы будут решены. Пацан на бензозаправке зарабатывает больше, чем высококвалифицированный инженер на заводе. Даже не требуется образование, которое редко когда гарантия достатка.
Почему все запросы материального плана? Потому что идет мощнейшая пропаганда общества потребления - в молодежных журналах, в кино и на телевидении. Разве устоять перед такими соблазнами?
Серьезную публицистику молодежь не читает - или проблемы излагаются малодоступным языком, или ответов там нет.
Интеллигенции самой давно пора четко определиться с путями России, а потом уж думать о средствах достижения цели. Молодежи нужен некий идеалистический образ с мощной энергетикой - своего рода Павки Корчагина XXI века. Молодежь в современных условиях может быть только “ведомой”.
Вот такие ответы получаю. В России молодежи сейчас трудно. Но где и когда ей было легко? Просто были другие трудности.
Зато сейчас гораздо большие возможности для самореализации. Захотеть надо серьезно, очень сильно и целеустремленно.
("Литературная газета", 29 октября 2003 г.)
Вроде, получилось хорошо.