5 фактов

Mar 21, 2011 22:48

Формат ЖЖ любит лаконичность, ведь народ читает много всего и сразу, а "лента не резиновая". Поэтому телеграфным столбиком (почти) без медицинских и санскритских терминов набрасываю 5 фактов о практике йоги вообще и особой детской практике в частности - дальше уже будем развивать, дополнять и обсуждать. Итак:

1. Йогу можно изучать всю жизнь. У нас нет привычного многим родителям особят "курса лечения из Х занятий". Многих отсутствие временных рамок пугает - многие предпочитают иллюзию предсказуемости. Несколько раз меня звали "Дети-ангелы" на свои реабилитационные выезды, но одна из причин, почему не еду - не вижу смысла. Позанимаемся 3 недели галопом между ЛФК-бассейном-массажем - а дальше? Тем более, что галопом - тоже не наш способ.

2. Йогу изучают вдумчиво, регулярно, постепенно. Плоды приносят деревья которые взращивают каждый день, а не время от времени. На прошлой неделе одна из мам в моём спецклассе для ребят с ДЦП, сказала, что она только сейчас (было 5-е занятие) начинает понимать смысл моих слов и действий. Тоже самое могу сказать и я сама на 10-м году практики асан, пранаям, изучения текстов, личного общения с учителями. Бесчисленное колиство "эврик" было за это время и сколько ещё будет - это даёт большой энтузиазм несмотря на часто жёсткие обстоятельства.

3. Йога передаётся из рук в руки, из уст в уста, из сердца к сердцу, от человека к человеку. Даже читать ЖЖ посты и комментарии к ним бывает эффективнее, чем энциклопедии. Потому что за этими буквами - живые люди с их мыслями и намерениями. Разумеется, в отсутствии наставника книги могут что-то дать, но не всё. Всё может дать учитель, с которым есть сильная связь. Тем более, что речь идёт об индивидуальных особенностях детей, наблюдении за реакцией и соответствующей коррекцией практики. Одному баласана (поза ребёнка) снимает тонус, другому провоцирует эпиприступ - это реальность.

4. Йога даёт инструменты для всестороннего развития человека. Мне практика йоги с особятами дала однозначное и беспроворотное принятие факта многосоставности и уникальности каждого человека. Мы одновременно или выборочно можем "нагружать и разгружать" тело, органы чувств, интеллект, эмоции, работать с памятью, вниманием и более тонкими составляющими. Даже ребёнок, не подающий признаков интеллектуальной деятельности, или серьёзно ограниченный в движении будет воспринимать те аспекты йоги, которым мы ему готовы передать, до тех пор пока он живёт и дышит. Это не мистика - это всего лишь природа, которая постоянно в движении и в развитии.

5. Йога - наука крайне рациональная. Уверена, что работу любых, даже самых "экзотических" аспектов практики вроде рецитации сложных мантр и глубоких медитативных техник можно объяснить с помощью физики, биохимии, нейропсихологии и прочих наук. Такие исследования проводятся в основном за рубежом - буду стараться переводить хотя бы выборочно статьи для любителей доказательств. Пока же главные доказательства - это наши ребята :)

вкратце, опыт преподавателя, йога, азы

Previous post Next post
Up