А вот и йогические СМИ проявили к нам интерес! Главный редактор сайта
Ханумана Евгения Темерёва сделала небольшой материал по следам нашего разговора.
Читайте, комментриуйте, критикуйте!
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Виктория Занкина - единственный в России сертифицированный преподаватель по методу YogaKids® и Yoga For The Special Child®. Более 5 лет она занимается йогой с «особыми» детьми, добиваясь удивительных результатов! Мы расспросили Вику, в чем особенность ее занятий, и как йога может помочь детям с нестандартным развитием.
- Вика, с какими детскими проблемами тебе приходится сталкиваться?
За пять лет преподавания йоги детям я имела возможность (и огромную радость!) познакомиться с ребятами с синдромом Дауна, детским церебральным параличом (ДЦП), разными формами аутизма и некоторыми другими особенностями. Главное, что становится очевидным, что любой ребёнок с любым диагнозом - это обычный ребёнок, со своей удивительной картиной мира, своими мечтами, своими талантами. Также мне абсолютно ясно, что практика йоги полезна любому ребёнку и есть масса интересных способов донести её до ребят.
- Как йога может помочь таким детишкам?
У каждого ребёнка свои сложности, а значит и свои задачи, в решении которых им может помочь йога. Ребята с синдромом Дауна часто имеют слабые мышцы и сложности с координацией движений, поэтому им полезны силовые и балансовые асаны. Многие ребята с ДЦП живут в состоянии повышенного или, наоборот, сниженного мышечного тонуса, от чего сокращаются их возможности передвижения в пространстве вплоть до полной обездвиженности. Таким ребятам полезна укрепляющая и/или расслабляющая практика с использованием асан, мантр. Одно из проявлений аутизма - постоянный стресс из-за специфической работы органов чувств: многие дети гипер- или гипочувствительны к звукам, цветам, прикосновениям. Этим ребятам нужно учиться осознанному расслаблению. Всем детям без исключению необходимы дыхательные практики, многим они важнее, чем асаны.
- Как меняются дети в процессе занятий?
Девочка, с которой мы начали заниматься, когда ей было 4 года, с трудом могла оторвать ладошки от пола в бхуджангасане (позы кобры), не умела прыгать. После года индивидуальных занятий она еще два или три года занималась в группе. Сейчас танцует в одном из известных московских детских коллективов, в том числе и на крупнейших сценах Москвы. Девочка прекрасна как Солнце, у неё синдром Дауна. Мальчик, которому скоро 9 лет, сидит в падмасане (лотосе) с идеально прямой спиной, занимается в классе с обычными ребятами и очень старается, хотя и сложно ему. Два года назад он практически не принимал участия в занятии - лежал на полу и бегал по залу. У парня аутизм. Не так давно он начал произносить свои первые слова.
- Сколько времени нужно заниматься, чтобы появились значительные результаты?
Как можно давать прогнозы, а, главное,и зачем? Многие родители особых детей ищут прогнозов и стремятся к определённости, но, если не видят результатов через обещанное время, бросают начатое и начинают искать новую панацею. В этой связи мне очень близок пример, который привела моя наставница по особой практике: посадив семечко в землю, нет смысла раскапывать её каждый день и смотреть, не появился ли росток. Гораздо полезнее его поливать, удобрять и всячески за ним ухаживать. Семечко обязательно прорастёт, когда будет готово. Займет это месяц, год, два, целую жизнь... или несколько? Это неизвестно, но известно то, что забота всегда даёт результаты. А насчёт «значительности» - каждый результат значителен, в процессе развития нет мелочей, каждый новый шаг есть база для следующего.
- Как ты подбираешь упражнения для детей?
Упражнения подбираются в результате наблюдения за ребёнком: что умеет делать, чему нужно/хочется научить? Йогический арсенал техник колоссален и на каждую задачу можно найти не один, а десятки способов её решения - ведь многие дети так любят разнообразие!
- Страдают ли «особые» дети от того, что они не такие, как все? Или больше страдают их родители?
Родители, безусловно, очень обеспокоены и настоящим, и будущим своих особых детей. Особенно в условиях страны, где инфраструктура и отношение общества к «не таким» людям на грани фола. Ситуация меняется, но очень медленно. Будем надеяться, что и этот наш разговор, в том числе, поможет изменить ситуацию к лучшему! Ведь особым может стать любой ребёнок, даже тот, кто родился обычным. Знаю истории детей, у которых аутизм развился в результате прививки. Или детей, которые получили травмы в родах после абсолютно здоровой беременности, и оказались парализованы - ДЦП. Страдают ли сами ребята? Кто-то да, кто-то нет - зависит от состояния ребёнка, отношения окружающих и получаемой помощи.
- Наверное нужно параллельно заниматься с родителями?
Это наилучший вариант! В моём недавно открытом спецклассе для ребят с ДЦП я стараюсь уделять как минимум 30% занятия мамам. Ведь если мама или папа хорошо себя чувствуют, у них больше внутренних ресурсов помогать своим ребятам. На мой взгляд, наиболее актуальна для особых родителей мягкая практика, способная снять накопившееся мышечное и эмоциональное напряжение.
- Как помочь своему ребенку, если нет возможности заниматься йогой с хорошим преподавателем?
Опыт особых родителей показывает, что, когда поблизости нет специалистов, родители либо сетуют на их отсутствие и тратят время на поиски, либо сами становятся специалистами! И если особый ребёнок станет стимулом для родителей начать практиковать йогу, то это здорово, так как польза будет двойной - родитель сможет помочь не только своему ребёнку, но и себе, и своим близким!
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------