Ну вот и прошел ВГИКовский фестиваль.
И … он мне понравился.
Понравился не только мастер классами, семинарами и прочими вкусностями но и, вы удивитесь - фильмами.
Помнится года три назад, четыре назад, когда что такое ВГИК я не знал, всё утверждали что работы студентов полный маразм.
Одна моя подруга даже дала мне диск с лучшими картинами (правда не ВГИКа а питерского университета), утверждая что это самые лучшие картины.
На диске был "Столичный скорый" Артема Антонова, который в последствии снял «Полумглу» и фильм Вакуум (картины питерского университета, впрочем подруга говорила что разницы особой нет).
И тот и другое фильм оставил меня в недоумение - если это хорошо, то неужели всё в этих киношных институтах так плохо ?
В прошлом году оказалось что не совсем.
Да были совсем неадекватный картины, были глупые и неумелые, но и были достаточно сильные.
Конечно их было крайне мало, но они были.
И в этом году я решил, что постараюсь быть на большем количестве просмотров, посмотреть больше зарубежных картин и быть как можно менее предвзятым.
Ведь в конце концов соотношение умный-глупый всегда было не в пользу первых...
В итоге у России (как минимум) - 3 отличный жанровых картины и 3 арт-хауза, которые у меня вызвали настоящие восхищение.
Да не густо, но ведь и иностранцы привозят тоже 2-3 фильма, и многие из них не показались мне чем-то вдохновляющем.
А вот наши, ВГИКовские - да, вдохновили (кино питерского университета и высших курсов сценаристов и режиссеров посмотреть не удалось, впрочем отзывы на эти картины были не слишком лестными).
Ну а теперь о деталях, точнее о картинах.
Из арт-хауза понравилась лишь одна игровая картина (остальные 2 документалки) -
"Очная ставка" Игоря Хомского, по мотивам рассказов В. Быкова.
Отличная операторская работа Ивана Бурлакова, чб, свет как в нуар фильмах, даже лучше, каждая струночка выдаёт правильную мелодию - нужную атмосферу.
Великолепно подобраны типажи, они выразительны, выпуклы и в тоже самое время органичны.
История простая.
Следователь, враг народа, тюремная камера, очная ставка.
Очная ставка с женой, с женой которая должна отказаться от мужа.
Потому что муж - враг народа, а у неё уже другая семья, дети ...
Весь фильм построен на взглядах, на глазах, на том напряжении создаваемым ими.
Документальное кино.
2 фильма на схожие темы.
Умирающая деревня.
Одна работа вне конкурса.
"Солнечный день" Юлии Киселевой.
Другая в конкурсе.
"Девять забытых песен" Галины Красноборовой.
Первый фильм про девочку, которая осталось одна в деревни, одна среди стариков, лошадей и облаков.
Даже электричества в деревни нет, а за пенсией надо ездить по реке за три километра.
Однако девочке всё нравится и она хочет остаться, не хочет никуда уезжать, как другие её сверстницы.
Картина потрясающе снята, к сожалению, многое теряется при взгляде на сжатую рамблеровскую версию, не видно туманов, не видно той морозный дымки, тех живописных переходов которые так восхищали меня при просмотре картины на большом экране.
Но картина даже в такой усеченной версии хороша.
Великолепное, светлое и чистое кино.
Девять забытых песен.
Более сложная, но и более интересная работа.
Картина основанная скорее на изображение, на чувствах, нежели на сюжете.
Зима, черно белая пленка, люди, лица, танцы шамана средь голых деревьев, перечисление имён погибших родственников, звучащий как некое заклинание, старый песни, на непонятном языке и раскачивающийся топор в пустой избе, как некий символ рока, как некое проклятье, которое наслало на деревню неведомая сила.
И нет уж никого, даже покойников, есть лишь топор, который должен висеть над ними и одна пустая изба в снегу.
А топор всё скрипит - качается…
Всё это некие частицы того языка, не вербального диалога, который, на первый взгляд бессвязно, подчиняясь своей внутренней логике рассказывает глубокую историю.
Создаёт фреску, запечатлеет время и людей которые вот-вот исчезнут…
Конечно подобных картинна схожую тему в документалистике вышло наверное уже не мало.
Но, как и во всяком искусстве здесь очень важно как это сделано.
А сделано это на высшем уровне.
Операторскую работу спокойно можно сравнить с работами Рерберга.
Режиссер предельно свободен.
Он делает картину для себя (в хорошем смысле этого слова) не гоняясь за непонятливым и неразумным зрителем....
p/s не очень согласен с мнением жюри, присудившем приз за лучшую работу режиссера в игровом фильме - Евгению Опря за картину «Стена».
На мой взгляд это вообще такой типичный ВГИКовский фильм.
Человек идёт по пустыне, видит стену, бесконечную стену, потом видит бабу, потом появляется какой-то сын и выход, точнее вывод что за непролазной стеной лишь неведомой и безмерно красивый океан.
И сын, возможно, дотянулся до этого безмерного и красивого.
Замените пустыню и весь её песок на вгиковских студентов, непролазную стену на драматургию, умение работать с актерами и т.д., бабу на необходимость что-нибудь снимать, а сына на результат этой съемки и вы получите довольно полную картину о большинстве работ ВГИКа.
Впрочем, как я уже сказал, судить по плохим работам о ВГИКе я больше не хочу.
Потому что есть замечательные картины, действительно замечательные.
Пусть не актуальные, пусть через чур академические, но всё же талантливые.
Настолько талантливые, что не хочется даже делать скидку на слово - студенческие.
И без этого слова всё хорошо =)
...В следующем сообщении попытаюсь рассказать об игровом-зрительском кино.