Каср Аль-Йеуд

May 20, 2015 02:32

Если, спустившись от Иерусалима в долину Мёртвого Моря, повернуть на север (на "объездное иерихонское шоссе"), очень скоро на дороге появится указатель на Каср Аль-Йеуд ("Еврейская Цитадель"). Этим странным именем, к которому я ещё вернусь, называется спуск, подводящий к самой воде реки Иордан.

Ещё несколько лет назад это место было военной зоной, поскольку Иордан -- река пограничная. Для подхода к воде тогда требовалось договариваться с армией, но теперь проход открыт всегда, в светлое время дня.


Необычный метод демаркации государственной границы -- буйками
Приходят на это место, в-основном, христианские паломники для окунания в Иордане, как Иисус по дороге в Иерусалим из Галилеи. Многие окунаются в белых саванах, в которых их когда-нибудь будут хоронить.


Непрозрачность воды никого здесь не смущает
Цвет воды объясняется её прохождением через двести километров грязи. По той же причине заходить в воду можно не везде, а только там, где впадающие ручьи наносят камни, создавая брод. Каср Аль-Йеуд -- одно из таких мест, но обилие паломников в прошлом привело к расширению района окунания до километра, так что современный подъезд к реке находится уже далеко от брода и требует мостков. На иорданской стороне, кстати, мостков почти нет, что уже приводило к несчастным случаям.



Ступени позволяют сайту функционировать даже при подъёме уровня воды на несколько метров
Основная часть посетителей приезжает с западной, то есть Израильской, стороны, но так было не всегда. Дело в том, что паломники до приезда сюда посещают такие святые места, как Иерусалим или Вифлеем, откуда, естественно, попадают на Израильский берег. А когда (до 1967 года) этот маршрут был недоступен, то к месту окунания они добирались с востока. По-видимому, с востока же проезжали это место и во времена Иудейского царства, поскольку главный путь из Галилеи в Иерусалим, вероятно, проходил по восточную сторону Иордана, чтобы, получаясь несколько длиннее, проходить по населённой местности. Так что окунавший в реке Иоанн выглядит вполне исторично.

С другой стороны, сакральное окунание в Иордане появляется уже в Танахе, при чудесном излечении Арамейского полководца Наамана. Кроме того, мы привыкли к сотням упоминаний Иордана в Писании, а, собственно, почему? Ведь Иордан -- далеко не самая крупная река даже в нашей стране, и, тем не менее, куда больший Кишон упоминается всего раз пять, а Яркон не удостоился и этого. Но именно переход пророка Элиши по суху через Иордан -- и именно по тому броду, гду мы находимся -- убедил зрителей, что к Элише перешла благодать от вознёсшегося на небо Элияу (полный рассказ -- в главе 2 второй книги Млахим).

И, наконец, странная "Цитадель", которую я обещал разъяснить в начале. Этих "цитаделей" -- церквей и монастырей, где когда-то останавливались паломники, здесь множество. Ещё сорок лет назад, когда вся долина превратилась в "страну погони" (ארץ המרדפים), армии приходилось считаться с (возможно вынужденным) сотрудничеством священников с арабскими диверсантами. Но, когда с развитем транспорта вся процедура окунания, включая возврат в город, стала занимать несколько часов, эти монастыри пришли в упадок и почти все обезлюдели.


Цитадель на ремонте

путешествия

Previous post Next post
Up