Флоренция. Площадь Синьории.

Mar 21, 2014 20:26

Площадь Синьории, и в частности, ложа Орканьи на ней - сплошь уставлены статуями, изваянными в суровом, брутальном стиле, который так нравился кровожадным заказчикам Медичи:



Вот такими, как "Похищение Поликсены" Джамболоньи, например. Мужик совершенно спокойно рубит в капусту парочку женщин и уволакивает третью, чтобы потом принести её в жертву богам в знак благодарности за победу над Троей, т.е. родиной этих самых зарубленных. За несколько тысяч лет ничего не изменилось: недавние пляски на Красной площади по поводу завоевания Тавриды готовы были превратиться в требование гекатомбы, если бы солнцеликий вождь приказал...

"Давид" Микеланджело (фотку не выкладываю - его и так все знают) кажется самым миролюбивым из здешних персонажей: он всматривается вдаль и не контактирует непосредственно со своим врагом, только каменюку прячет в кулаке и хмурится. А вот Геракл вовсю куражится, сворачивая шеи кентаврам и великанам, прямо как Стивен Сигал или Арнольд Шварценеггер:


Не знаю, как кому - а мне жестокость многих флорентийских статуй показалась чрезмерной. А детишки знай себе кружат хороводик, абсолютно не заморачиваясь на "высокие материи"...



Вот такая она, ложа Орканьи... Вообще-то, все статуи на площади являются поздними копиями: оригиналы унесены под крышу, чтобы сохранить мрамор от контакта с открытым воздухом. Но есть тут один (только один!) подлинник: вон он, бронзовеет там, слева.



"Персей" Бенвенуто Челлини, конечно, тот ещё перец: остервенело топчет ногами обезглавленную Горгону, выдавливая из шей сгустки крови, да ещё и головой её в воздухе трясёт. Но Челлини всё-же немного сглаживает брутальность Персея множеством всяких своих ювелирских завитушек, да и лицо у паренька-полубога довольно симпатичное и не искажённое злобой:


Челлини, как и положено истинному художнегу, не отличался излишней скромностью: указал своё имя и на ленте через плечо Персея, и, мало того - на всякий случай сделал на его затылке свой автопортрет:


Правда, нужно немало фантазии, да и определённый ракурс освещения, чтобы угадать бородатое лицо автора на шлеме. Но совсем неподалёку, в коллонаде музея Уфицци, можно найти статую ювелира, захотевшего стать скульптором, и сравнить с автопортретом:


Определённое сходство есть, особенно борода похожа:)
Отливку статуи Персея Челлини подробно описал в своей знаменитой "Автобиографии": и свою тяжёлую болезнь во время подготовки печи, и внезапно начавшийся дождь, чуть не погубивший весь процесс, и то, как автор, разбуженный слугой, в одной рубахе вскочил с постели и, мгновенно выздоровев, раздавал пинки подмастерьям и кидал в печь всю имеющуюся в доме оловянную посуду (которая стоила тогда дороже серебра) и тем самым спас статую для нас с вами. Козимо Медичи обманул скульптора и не выплатил всех обещанных денег. Даже стоимости внезапно потраченного олова не удалось вернуть - зато увековечил себя дядюшка Бенвенуто: бандит и авантюрист не хуже Караваджо. Если бы не "Персей" - осталось бы после него немного ювелирных безделушек, и всё...

Италия

Previous post Next post
Up