Константиновский нефтеперерабатывающий завод им.Д.И.Менделеева.

Nov 27, 2013 00:10

Продолжая начатую в прошлом очерке http://victor-musatov.livejournal.com/701.html тему истории химической и нефтехимической промышленности Российской Империи, хочу рассказать об одном очень интересном заводе, на который иногда обращают свой взгляд и взгляд своих фотокамер туристы проходящих по Волге по пути в Ярославль или обратно круизных теплоходов. Если идти на теплоходе вниз от Рыбинска до Ярославля или обратно, то на высоком правом берегу, можно увидеть завод, внешне похожий на химический или нефтеперерабатывающий, его назначение угадывается по характерного вида колоннам-агрегатов и дымовым трубам. Это и есть Константиновский нефтеперегонный завод купца 1-ой гильдии, дворянина и инженера-технолога Виктора Ивановича Рагозина.


Чем же так замечателен этот завод, чем знаменит, что на нем стоит остановить особое внимание и даже запечатлеть, как какой-нибудь памятник архитектуры. Да, этот завод памятник, причем действующий, памятник инженерной и научной мысли, памятник успешно развивавшейся в Российской Империи нефтяной и только только зарождавшейся нефтехимической промышленности, предприятие ставшее в этой отрасли передовым, заявившее о России, как о стране с высокоразвитой промышленностью, способной выпускать конкурентноспособную продукцию, качество которой признавалось во всем мире.
А началось все в далеком 1879 году, когда в поселке Константиновский Ярославской губернии, купцом I-ой Гильдии, уже известным к тому времени инженером-технологом, а в 1879 году за заслуги перед отечественной нефтяной промышленностью решением Учебного совета Санкт-Петербургского Технологического института ему было присвоено почетное звание инженера-технолога, Виктором Ивановичем Рагозиным, на высоком правом берегу Волги был построен и пущен нефтеперегонный завод.


Купец I-ой Гильдии, инженер-технолог, дворянин Виктор Иванович Рагозин (19 [31] августа 1833, Москва - 9 [22] августа 1901, Петербург)

Завод созданный Рагозиным был одним из самых передовых по применяемым технологиям, он производил нефтяные смазочные масла и полупродукты глубокой переработки нефти (бензол, толуол, ксилолы, антрацен), или как их называют сегодня тяжелые продукты нефтехимии. Завод "Товарищества производства минеральных масел В. И. Рагозин и К°" производил широкий спектр смазочных масел: веретенное, машинное, вагонное зимнее и вагонное летнее. Затем в номенклатуре готовой продукции появились и другие: цилиндровое, соляровое…
Экспертизой продукции заводов Рагозина, проведённой во Франции, было признано, что качество русских масел намного выше американских аналогов. В 1880 году В.И.Рагозин получил право маркировать свою продукцию российским государственным гербом, что являлось высшей оценкой выпущенных его заводами нефтепродуктов и, которые поставляясь на экспорт, получили за границей название «Русские».В 1878-1880 гг. продукция Рагозина прошла самое взыскательное испытание на русском железнодорожном транспорте (применение нефтяных смазочных масел сократило расход угля почти на 1/3).
Появление масел Константиновского завода на мировом рынке вызвало сенсацию. Русские масла, продукты нефтехимии получили на международных выставках 18 золотых и серебряных медалей.
Продукция в течение десятилетий поставлялась не только на отечественный рынок, но и в Англию, Францию, Германию, Египет. Цена масел на рынке была в четыре раза выше американских масел, продукция пользовалась огромным спросом.


В своей рекламной брошюре «Товарищество производства минеральных масел В. И. Рагозин и К° на всероссийской мануфактурной выставке 1882 г. в Москве» основоположник отечественной нефтепереработки Виктор Ивановияч Рагозин писал: «В последние тридцать лет наша отечественная промышленность не только достигла усовершенствования во многих отраслях, но успела создать новые производства и придать им мировое значение. В ряду таких важных нововведений в нашей народной жизни, почти первое место занимает так называемое нефтяное дело.
Мы не можем не упомянуть здесь с благодарностью имени Дм. Ив. Менделеева, много содействовавшего своими записками выходу нефтяной промышленности на правильный путь. Этот первый период развития нефтяной промышленности окончен и она показала свою способность роста . Теперь, по нашему мнению, наступает второй период в жизни этой промышленности, тот период , в который должно решиться, будет ли она достоянием России, или мы по обычаю сделаемся вывозщиками сырья в западную Европу».


Да, В.И.Рагозин следовал заветам величайшего ученого, гениального химика, профессора Санкт-Петербургского университета Дмитрия Ивановича Менделеева, который был не только блестящим теоретиком, подарившим миру Периодический закон и Периодическую систему элементов, которые позволили систематизировать все известные на тот момент простые вещества и их соединения по физико-химическим свойствам, но предсказать те, которые будут открыты уже в наше время и возможно в далеком и недалеком будущем. Д.И.Менделеев был так же ученым практиком, инженером, экономистом. Еще задолго до создания Рагозиным Константиновского завода, говоря о том, какую роль будет иметь глубокая переработка нефти, какую прибыль может принести не продажа сырой нефти или ее использования лишь в качестве топлива (что собственно и было основным направлением в ее использовании), а продажа и использование в промышленности продуктов ее глубокой переработки и использование их для производства многих других веществ:смазочных масел, красителей, моющих средств, различных смол для пропитки шпал и других материалов, осветительного керосина, а позже, когда появились первые автомобили и бензина. Тогда, в середине 19 века, наблюдая расточительное и примитивное использование нефти лишь как топлива для получения тепла и пара, Дмитрий Иванович с грустью писал:"Топить нефтью все равно, что топить печь ассигнациями...."


Великий русский химик, ученый, профессор Д.И.Менделеев (27 января [8 февраля] 1834, Тобольск - 20 января [2 февраля] 1907, Санкт-Петербург), фото 1880-90 годов.

Основатель завода инженер и предприниматель Виктор Иванович Рагозин, используя советы и рекомендации великого ученого-химика Д.И.Менделеева, горячо протестуя против варварского использования мазута, создал совершенную для своего времени технологию производства смазочных масел. "Нельзя, - утверждал Рагозин, - найти какого-нибудь оправдания к продолжению безумного расточения (нефти), так как расточается не частное имущество, а достояние государства и народа, то, что дала народу его земля, то, чем вечно владеет народ..." Он привлекает к участию в разработке технологии и аппаратуры лучших ученых того времени: проф. В.В. Марковникова, В.Н.Оглобина, проф. А.А.Летнего, Ю.В. Лермонтову, В.О.Ковалевского и др. В 1881 году в заводскую лабораторию был приглашен Дмитрий Иванович Менделеев,в которой он работал в течение трех месяцев.


Дмитрий Иванович разработал и внедрил на Константиновском заводе технологию получения из кубовых остатков первичной переработки нефти (газойля и мазута) ароматических углеводородов:бензола, толуола, ксилолов, антрацена, которые являлись исходными веществами для получения взрывчатых веществ, нитробензола, анилина (из которых затем получали синтетические красители для тканей).
В том же году под руководством Д.И.Менделеева была разработана технология получения ароматических веществ, построен и пущен антраценовый цех. В основе получения бензола, толуола, ксилолов и антрацена лежала технология высокотемпературного нагрева тяжелых кубовых остатков первичной переработки нефти в присутствии водяного пара, с последующим разделением и индивидуальным выделением ароматики. По этой технологии получаемые продукты, особенно бензол имели высокую степень чистоты, по качеству они превосходили заграничные.


В 1889 г. В.И.Рагозин привез их образцы в Париж в качестве экспонатов на Всемирную выставку, где они получили золотые медали.
В начале 20 века заводом, в результате целого ряда обстоятельств, которые начались еще в 1883 году, когда усилиями конкурентов и завистников был отстранен от владения и управления заводом его создатель В.И.Рагозин, в 1911 году собственником завода становится нефтяная компания "Товарищество братьев Нобель", "Товарищество В.И.Рагозин и Ко" прекратило свое существование. Новый собственник по-сути продолжил дело своего предшественника, а основным профилем завода стало по-прежнему производство смазочных масел.


В советское время, когда в стране создавались новые отрасли промышленности, возникла необходимость в новых видах масел, смазок, топлива, обеспечивающих эксплуатацию новейших машин и механизмов, начиная от прокатных станов и кончая контрольно-измерительными приборами. На заводе ускоренными темпами реконструировались и строились новые установки.
В годы Великой Отечественной войны завод поставлял фронту авиационные масла, консистентные смазки, автобензин, битум, топочный мазут.
В 50-80-е годы проведена генеральная реконструкция завода, в результате которой освоены производства присадок, новых видов масел и смазок.
В наше время "Менделеевский нефтеперерабатывающий завод" в поселке Константиново не прекратил свое существование, а сумел выжить в непростой экономической ситуации.В 1995 году "Менделеевский НПЗ" вошел в состав нефтегазовой компании "Славнефть", что дало новый импульс развитию предприятия.
В настоящее время на заводе перерабатывается более 300 тысяч тонн нефти в год, действует 15 установок, выпускается около 50 видов продукции: нефтяные топлива, масла белые, моторные, трансмиссионные, энергетические и индустриальные, пластические смазки, масляные СОЖ и присадки к маслам, пластизоли, тара металлическая и комбинированная.

Previous post Next post
Up