Городской спорткар Smart Fortwo Coupe

Dec 10, 2012 09:13



Называть Smart Fortwo городской малолитражкой, а уж тем более женским автомобилем не очень правильно. На самом деле этот компактный малыш легко утрёт нос автомобилям крупнее и мощнее не только на узких городских улицах. Судите сами - заднеприводное заднемоторное купе с турбомотором и удельной мощностью более 100 лошадиных сил на тонну. Добавьте сюда жесткую подвеску с отсутствием кренов, прозрачное рулевое управление, идеальный обзор на 360 градусов и очень скромные габариты. Про смешной расход топлива можно и не упоминать. Но самое главное, что каждый день за рулём Смарта это огромное количество «лайков», которые вам непременно будут ставить окружающие.

Поехали!


2. У автомобилей Смарт интересная история. Идея компактного городского автомобиля была предложена часовой компанией Swatch - экономичные, компактные и стильные городские автомобили с индивидуальным дизайном, как популярные в конце прошлого века наручные часы Swatch. Долгие поиски стратегического партнёра среди гигантов автомобильной промышленности привели в компанию Daimler-Benz, выпускающую автомобили Mercedes-Benz. В результате сотрудничества первое поколение Смарта появилось на свет в 1998 году. А спустя 9 лет, в 2007 году, в производство был запущен Смарт второго поколения. После этого был рестайлинг в 2010 и 2012 годах, и наконец с середины этого года легендарный Смарт стал впервые официально продаваться в России.


3. При первом знакомстве со Смартом совершенно не ожидаешь, что этот сверхкомпактный автомобиль длина которого не превышает 2,7 метров на самом деле ничем не уступает полноценным автомобилям, к которым мы привыкли в обычной жизни. Внутри это самый настоящий автомобиль забитый под завязку современными достижениями автомобильной промышленности.


4. Но главное не это. Находясь за рулём Смарта не ощущаешь себя в микролитражке, которую то и дело пытаются «обидеть» на дороге. Более того, посадка здесь настолько высокая, что впору обратить внимание на то, как тень смущения пробежала по лицу водителя Ленд Крузера оказавшегося рядом с вами в городской пробке. Чуть позже он будет вам сильно завидовать, когда поймёт, что его «корабль» не способен маневрировать с такой скоростью на узких переулках в центре города. И от злости припаркуется на пешеходном переходе, когда увидит, что вы запарковались в ту щель, где он не поместится даже поперёк.


5. Что уж говорить про парковку перпендикулярно параллельной. Тут правда стоит обратить внимание на весьма важную особенность рулевого управления Смарта. Передние колёса имеют ограниченный угол поворота (ввиду конструкции колёсных арок), а руль делает более 3 полных оборотов от упора до упора (это сделано для того, чтобы особо резвые водители на опрокинули машину на крутых поворотах). Управляемость первое время сильно удивляет - кажется, что законы физики в поворотах на него не действуют. Но всё дело в настройках подвески и крайне низком центре тяжести.


6. Эти факты заставляют изрядно попотеть на парковке, хотя, например такая вещь, как усилитель руля, Смарту совершенно не нужна (хотя он и установлен) - даже при заглушённом двигателе руль можно вращать без особых усилий. И первое время психологически тяжело привыкнуть к габаритам автомобиля, точнее говоря к их отсутствию. Хотя с водительского места и можно потрогать рукой задний бампер, я бы не отказался от парктроника, которого здесь нет даже в качестве опции.


7. Не меньше впечатляет динамика трёхцилиндрового бензинового двигателя объёмом 1 литр. Он выпускается в двух вариантах: с турбонаддувом (мощностью 84 лс) и без (мощностью 70 лс). Атмосферная версия также оснащается микрогибридным приводом, который по сути является модифицированной системой Старт/Стоп. В турбированном исполнении двигатель разгоняет Смарт до 100 км/ч за 10 секунд, хотя по факту может гораздо быстрее, если бы не сильно заторможенная роботизированная коробка передач. На практике до 40 км/ч Смарт идет ноздря в ноздрю с мощными заряженными хэтчами, такими как например Skoda Fabia RS и VW Golf GTI. А как только «кончается» первая передача и робот задумавшись включает следующую ступень, соперник уходит на пару корпусов вперёд. При этом и на следующей передаче Смарт не отстаёт, но и не может ехать быстрее, тем самым сократив разрыв, вызванный долгим переключением передач.


8. Кстати, у Смарта не существует версий с механикой - всё дело в том, что компоновка салона просто не позволит разместить ни дополнительную педаль, ни обеспечит достаточным пространством для ручки переключения передач. Поэтому на всех модификациях стоит роботизированная 5-ти ступенчатая коробка передач. Но в базовой комплектации коробка лишена автоматического режима, то есть переключать передачи вверх/вниз придётся водителю (хоть и с подсказками на экране бортового компьютера). Главное нарекание по работе коробки передач - сверхдлительная задумчивость при смене передач. Смена каждой ступени занимает на менее секунды, что заставляет немного понервничать, когда требуется незамедлительная реакция для манёвра.


9. Зато у Смарта отменная устойчивость на любых скоростях. Его максимальная скорость ограничена электроникой на 145 км/ч (по инструкции, реально - 150), хотя совершенно очевидно, что он поедет и быстрее. При этом более узкая, чем у большинства стандартных автомобилей колея (1283 мм и 1385 мм для передней и задней оси соответственно) позволяет вообще не задумываться об устойчивости на дорогах с колейностью. Короткоходная и жесткая подвеска (задняя полунезависимая конструкции De Dion) идеально подходит для трассы, но в городе весьма жестковата. А особо неприятные ощущения возникнут при проезде лежачих полицейских - их вдобавок нужно проезжать очень медленно т.к. из-за короткой базы есть риск получить двойной пинок под зад даже на скорости 30 километров в час.


10. На трассе при этом возникает другая проблема. Спокойно ехать мешают... соседние автомобили. Всё дело в комплексах их водителей, которые не могут спокойно отнестись к тому, что эта яркая микролитражка едет быстрее, чем они. При этом у большинства обиженных нет никаких шансов вырваться вперёд, достаточно лишь посильнее нажать на газ. Вот, пожалуйста, очередной дедушка на Жигулях, который плёлся в правом ряду 70 километров в час не выдержал и с диким рёвом пошёл на обгон. Через километр от снова «тошнит» в правом ряду, а вы объезжаете его на круизе со скоростью 100 километров в час. И снова он не может смириться с тем фактом, что его обогнали. Что уж говорить про водителей более мощных автомобилей. Это может продолжаться до бесконечности и выход из этой ситуации только один - никого не обгонять. В городе такой проблемы нет, видимо соседи по потоку понимают, что по манёвренности состязаться со Смартом просто бессмысленно.


11. Кстати, о расходе топлива. Несмотря на внушительную динамику, когда при каждом нажатии на педаль газа в зеркале заднего вида можно увидеть только асфальт, турбомотор одновременно ставит рекорды по экономичности. Даже в режиме «газ в пол» расход в городе не превысит 8 литров. На трассе реальный расход 5-6 литров (по паспорту 4) если ехать быстро. А знаете как приятно заехать на АЗС, протянуть 1000 рублей, заправить полный бак и получить обратно солидную сдачу. Емкость бака у Смарта всего 30 литров, но с таким расходом больше и не нужно.


12. Из приятных моментов: в салоне просторно. Единственное, что может смутить в первое время это расстояние между креслами - крупные люди будут мешать друг другу локтями. При этом по длине здесь с комфортом размеcтится кто угодно. По интерьеру претензий особых нет. А неплохую шумоизоляцию портит двигатель расположенный сзади, вдобавок не лишённый вибраций вследствие особенностей конструкции (три цилиндра).


13. Интерьер же сочетает нарочито «игрушечный» стиль с превосходной эргономикой. На приборной панели катастрофически не хватает тахометра (особенно принимая во внимание заводной характер мотора и наличие подрулевых лепестков для ручного выбора передач), хотя его можно заказать в виде опции. Напольными педалями удобно пользоваться, вот только усилие требуемое для нажатия на педаль тормоза было бы уместнее для пятитонного пикапа, а не городской микролитражки. Впрочем, мощности тормозов более чем достаточно, даже для экстренного торможения со скорости за сотню.


14. Ещё у Смарта в европейских модификациях отсутствует режим трансмиссии P (по центру на верхней фотографии) и нужно не забывать ставить машину на ручник . Кроме этого в режиме D без нажатия на газ сцепление остаётся разомкнутым, что чревато откатом назад на подъемах.


15. Звучит аудиосистема весьма посредственно, даже если пытаться играть с настройками эквалайзера (прошлые испытатели выкрутили его на максимум, чтобы добиться улучшения звука). А мотор на высоких оборотах элементарно заглушает аудиосистему. Максимум для чего пригодна аудиосистема в Смарте - слушать новости или аудиокниги. Тем более, что на руле даже нет кнопок для управления аудиосистемой. Гораздо большим недостатком я вижу отсутствие громкой связи, без которой очень неудобно пользоваться мобильным телефоном за рулём. А вот управление климатом (по сути это кондиционер с автоматическим поддержанием заданной температуры) сделано превосходно.


16. Двигатель находится под полом багажника. Сюда иногда стоит заглядывать для того, чтобы проверить уровень масла (хотя эти двигатели и не имеют склонности к его расходу). Что касается обслуживания, то кажется проще вытащить двигатель целиком, чем пытаться что-то сделать через эту щель.


17. Мотор для Смарта производит Mitsubishi Motors. Это двигатель с индексом 3B21 и объёмом 999 кубических сантиметров. Он имеет полностью алюминиевый блок цилиндров и два распредвала с 4 клапанами на цилиндр. Мотор расположен под углом и фактически находится в пределах колёсной базы, тем самым правильнее называть такую компоновку среднемоторной. Масса двигателя около 70 килограмм. Справа роботизированная пятиступенчатая коробка передач. Имеет функцию кикдаун и ручное управление, но в комплектации Pure программно отключен автоматический режим переключения передач.


18. Несмотря на то, что формально Смарт двухместный, при желании в багажник можно посадить ещё пару человек.


19. Основу кузова составляет капсула Tridion, состоящая более, чем на половину из сверхвысокопрочной стали. Она хорошо видна по двухцветной окраске автомобиля. На нашем Смарте капсула чёрного цвета, а голубные накладные элементы кузова сделаны из пластмассы и при желании их можно легко поменять на другой цвет. Снаряженная масса Смарта немногим более 800 килограмм. А собирают Смарты во Франции.


20. Несмотря на скромные габариты у Смарта есть полноценный багажник, куда с легкостью поместится пара полных тележек из супермаркета. При необходимости перевозки крупногабаритных вещей пассажирское кресло можно сложить и отодвинуть вперёд.


21. Задняя дверь открывается в два этапа - сначала стекло, затем нижняя створка. Она, кстати, выдерживает нагрузку в 100 килограмм. В ней же есть отдельный отсек для мелких предметов. Запаски в Смарте нет и это следует иметь ввиду при поездках на большие расстояния.


22. Подбросить пару друзей после вечеринки до дома? Элементарно. 120 км/ч в дождь по трассе? Как по рельсам. Перевезти 50-ти литровый газовый баллон? Нет ничего проще! Даже не убирая шторку.


23. На тестовом автомобиле расширенная версия комплектации Passion: панорамная крыша и кожаные сиденья. Кстати, сиденья с интегрированными подголовниками это очень удобно. Не хватает только регулировки поясничного подпора. По обзорности есть одно небольшое замечание - с водительского места не видно то, что находится за правой задней стойкой, обзор в ту сторону может понадобиться когда вы выезжаете на примыкающую по небольшим углом дорогу с правой стороны (несмотря на то, что при правостороннем движении такие развязки редкость - в Москве они есть).


24. Приборная панель превосходно читается днём, но в темноте оцифровка спидометра видна только на максимальной яркости подсветки (в тот момент, когда яркость дисплея находится уже на запредельном для восприятия уровне яркости - см. фото 22). Здесь катастрофически не хватает тахометра. Да, кстати, на Смарте имеется неотключаемая система стабилизации, наличие которой весьма актуально для заднеприводной машины.


25. В комплектации есть датчик дождя и света, правда алгоритм управления подрулевым переключателем совершенно не очевиден (и нет регулировки чувствительности). Ксеноновых фар нет даже в качестве опции, а следовательно и нет автоматического корректора - регулятор наклона фар спрятался на рулевой колонке там где большинство водителей его даже не найдёт. Только водительский стеклоподъемник имеет автоматический режим. Самая неоднозначная деталь интерьера - пластмассовый солнцезащитный козырёк, который захлопывается с таким звуком, что мог бы органично вписаться в интерьер, например УАЗ Хантер. За спинками сидений расположена аптечка и знак аварийной остановки. Передняя панель и карты дверей обтянуты рельефной тканью - отличная альтернатива «премиальной» коже. Ручником нужно пользоваться на парковке всегда, т.к. трансмиссия не имеет режима P.


26. Кстати, у Смарта разноширокая резина и весьма редкие колёсные диски с тремя отвестиями под болты.


27. Спереди колёса имеют размерность 155/60R15, а сзади - 175/55R15. При этом для повышения устойчивости колёса на задней оси имеют отрицательный развал в 2 градуса.


28. Особого внимания заслуживает капот. Под ним находится бачок омывающей жидкости, но добраться к нему не запачкав руки невозможно. Сначала нужно отстегнуть две защёлки над номерным знаком на бампере, и только затем пытаться поднять капот цепляясь за углы. Никаких петель здесь нет и впомине. Зато есть веревочка, которая нужна для того, чтобы снятый капот случайно не потерять.


29. Базовая версия в комплектации Pure и атмосферным двигателем мощностью 70 лошадиных сил предлагается за 640 тысяч рублей, при этом следует иметь ввиду, что уже в базе она имеет очень неплохое оснащение. Версия с турбомотором в комплектации Passion будет стоить уже 740 тысяч рублей. Дорого? Не настолько, чтобы из этого делать трагедию. Другое дело, покупатели в России предпочитают измерять покупки объемом, который они занимают, и здесь становится понятно, что вряд ли кто купит за 700 тысяч Смарт, когда за эти же деньги можно купить автомобиль вдвое больших размеров.


30. Некоторые уже давно покупают Смарты в Европе. Несмотря на в целом высокие таможенные заградительные пошлины Смарт можно растаможить по минимальной ставке (1,5 евро за куб.см. объёма двигателя). Иван Потапов поделился своим опытом покупки Смарта в Германии осенью прошлого года: общая стоимость покупки включая таможню и расходы на перегон составила чуть более 400 тысяч рублей. Но не стоит забывать, что речь идёт про трёхлетний автомобиль.


31. Длинными дверьми с полубезрамочными (маленькая форточка в задней части двери не опускается) стеклами не очень удобно пользоваться при перпендикулярной парковке из-за большого угла открывания. С длиной машины бывают и смешные казусы, например положив вещи в багажник я рефлекторно делал два шага вперёд к водительской двери и с удивлением обнаруживал, что пришёл к переднему бамперу.


32. Смарт оказался очень практичным и универсальным автомобилем. Как единственный автомобиль для семьи с детьми он вряд ли подойдёт, но как второй автомобиль исключительно для города - это лучший вариант. Единственным же недостатком, на который стоит обратить внимание я считаю заторможенную коробку передач, проблему с которой не решить даже в ручном режиме переключения передач (тем более при отсутствии тахометра). Всё остальное по сути мелочи.


Главное же в Смарте то, что он каждый день дарит улыбку не только своему владельцу, но и окружающим. Государство должно поощрять владельцев таких автомобилей: освободить от транспортного налога, разрешить бесплатную парковку, предоставлять льготные цены на топливо. А большим седанам и пятиметровым внедорожникам нужно законодательно запретить въезд в центр города - их место за МКАДом.

Материал помогли подготовить svintuss и mirinda_moscow.

тест-драйв

Previous post Next post
Up