На прошлой неделе 12 июля в день фотографа в России стало одной глупостью меньше: на железнодорожных вокзалах страны появились зеленые знаки «Фотографировать разрешено». А охранники и сотрудники вокзалов получили инструкции не препятствовать любительской фотосъемке.
Самые первые знаки появились на вокзалах Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Чтобы посмотреть на знаки, и заодно прокатиться на двух скоростных поездах, «Сапсане» и «Ласточке», я отправился с Курского вокзала в Нижний Новгород. А в самом городе опробовал уникальную для России пассажирскую канатную дорогу через Волгу. Поехали!
В Нижнем Новгороде я был несколько раз, но всё время приезжал на автомобиле. Последние 2-3 года вообще стараюсь в этом направлении на машине не ездить, т.к. нет никакого желания стоять в круглосуточной пробке в Балашихе.
2. Сапсан с Курского вокзала выезжает в 6:45 утра, а возвращение обратно на Ласточке в 23:15. Можно поехать на автомобиле, т.к. ни утром, ни вечером не будет пробок, и это будет гораздо быстрее, чем на метро. Обожаю пустую Москву на рассвете. Время в пути от м. Университет до Курского вокзала - 14 минут.
3. У вокзала надо решить где запарковать автомобиль. Прямо перед вокзалом есть большая бесплатная парковка, но оставлять на ней автомобиль на весь день нет никакого желания, к тому же даже в 6 утра она практически полностью забита. Ближайшая платная парковка установила тариф 100 рублей в час и 1200 рублей в сутки. Мне кажется, или 1200 рублей это недешево? На выезде охрана любезно предлагает «скидку» если вам не нужен чек.
4. Сонные пассажиры ещё не обратили внимание на новые зеленые знаки, наклеенные на каждой колонне. Достаю фотоаппарат, чтобы сделать несколько кадров с кассами. Охрана как будто специально отворачивается и делает вид, что меня не видит. Посмотрим как здесь будет на обратном пути, а нас уже ждёт Сапсан.
5. Скоростные поезда Сапсан эксплуатируются РЖД на двух направлениях: Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород. На первом маршруте поезд можно считать по-настоящему скоростным, для преодоления всей дистанции ему требуется менее 4 часов.
6. На втором маршруте скорость ниже, для преодоления 400 километрового пути от Москвы до Нижнего Новгорода потребуется столько же времени - 4 часа. Но направление пользуется популярностью, ежедневно курсируют два поезда, в которых практически отсутствуют свободные места. Поезда делают остановки во Владимире, Коврове и Дзержинске.
7. Стоимость проезда в эконом-классе примерно 1100-1600 рублей, в бизнесе - от 3400 до 4700 рублей. Туда я ехал в бизнес-классе. В вагоне просторно, хорошо кормят, есть бесплатный интернет и розетка на 220 вольт. В данном случае поезд превосходная альтернатива самолёту. По времени получится столько же, но гораздо комфортнее.
8. В 10:40 я уже на Московском вокзале в Нижнем Новгороде.
9. А здесь как раз наклеивают новые наклейки. Охрана стоящая неподалёку снова делает вид, что не видит человека с фотоаппаратом. Это хорошо, надеюсь так будет всегда.
10. Вот смотрите какая красота висит на потолке в главном здании вокзала. И это запрещали фотографировать?
11. А вот с туалетами на вокзале плохо. Он платный и стоит 20 рублей (дороже, чем поездка на метро), правда мало кто знает, что на любом вокзале туалет бесплатный для обладателей железнодорожного билета. Поскольку у меня электронная регистрация, то бессмысленно пытаться доказать, что я только что вышел с поезда. А напротив вокзала есть Макдональдс. Вот только перейти улицу на другую сторону самая настоящая проблема. Я уверен, это устроил Макдональдс специально. Вдоль дороги стоит забор и нет ни одного знака указывающего хотя бы на подземный или наземный переход. Переход под землёй есть, но чтобы попасть на другую сторону нужно пройти по нему почти полкилометра.
12. Сажусь на метро и еду в старый город на горе. Моя первая цель - канатная дорога через Волгу. С навигацией на остановках общественного транспорта всё плохо. Указатели улиц на автобусах и маршрутках мне ни о чем не говорят, поэтому пользуюсь Яндекс.Картами. Маршрутки в городе в большинстве своём старые ПАЗики, стоимость проезда 20 рублей.
13. Вообще старый город в Нижнем интересный, много деревянных домов и артефактов прошлого. С точки зрения туриста неплохое место.
14. Верхняя станция канатной дороги находится где-то на отшибе, нужно обойти несколько полуразвалившихся домов и пару глухих заборов. Всё это время слева и справа шарятся цыгане, выпрашивающие мелочь. Канатная дорога была открыта в январе 2012 года.
15. Пропускная способность около 500 пассажиров в час. Считается, что это альтернативный вариант пассажирских перевозок из Нижнего Новгорода в город Бор и обратно по себестоимости ниже, чем автобус или водный транспорт. Стоимость разового проезда 70 рублей.
16. Скорость движения 15 километров в час, а всего на линии используется 28 восьмиместных кабин. Время в пути около 12 минут. В сильный ветер движение останавливают. Не знаю как насчёт городского транспорта, но прокатиться на канатной дороге отличное развлечение для туристов. И их здесь много: из 7 соседей по кабинке, 4 были туристами.
17. Станция в городе Бор. Что здесь, что в Нижнем Новгороде бросается в глаза огромное количество «рекламы» против наркотиков. Неужели всё так плохо?
18. Спускаюсь со станции и иду пешком к Волге. Обратный маршрут интереснее проплыть на катере, чем снова ехать на канатке. Перед станцией поставили странные опоры, которые усложняют движение автомобилям.
19. Уже через 4 месяца после запуска дорога вышла на проектную мощность и пассажиропоток стал превышать пропускную способность. А ещё через год канатная дорога перевезла более 1 миллиона пассажиров.
20. Общий перепад высот канатной дороги - 62 метра, число опор - 10.
21. Считается, что Нижегородская канатная дорога - самая большая по протяженности в Европе, среди канатных дорог, используемых как общественный транспорт - 3361 метр.
22. Кроме того, во всем мире нет такого безопорного пролёта над водной поверхностью - 882 метра.
23. Альтернативой канатной дороге служат суда на воздушной подушке Хивус-48, используемые преимущественно зимой.
24. И обычные катера. Плывёт он побыстрее, почти 20 км/ч в час. Стоимость билета выше - 100 рублей, но в него включена стоимость маршрутки, которая отвезет с набережной практически в самый центр города к кремлю. Но также следует иметь ввиду, что я пришёл на набережную из Бора пешком (порядка 2 километров).
25. Ну и немного прогуляемся по городу. Разумеется, как и везде водители бросают свои повозки на тротуарах в несколько рядов. Здесь ещё не ввели платные парковки в центре города, как в Москве.
26. Чкаловскую лестницу, главную достопримечательность города, закрыли на ремонт - пробили дыры в парапете, меняют ступеньки. Чтобы гости города не увидели не только лестницу, но и вид на Волгу - всё загородили уродливым забором из профнастила.
27. Классический вид на Волгу и устье Оки открывается от ильинской башни Нижегородского кремля.
28. А вот и сам Нижегородский кремль. На территорию кремля свободный доступ (правда запрещают ездить на велосипедах), но место по сути на один раз.
29. Зеленский съезд, одна из дорог ведущая от реки к кремлю.
30. Для туристов есть местный Арбат - пешеходная Большая Покровская улица, но лучше побродить по менее туристическим улицам.
31. Благо артефактов здесь хватает и по их количеству Нижний Новгород вполне способен конкурировать с Санкт-Петербургом.
32. Деревянных домов в городе не просто много, а очень много. Многие из них даже успешно маскируются под каменные и только отвалившаяся штукатурка их выдаёт.
33. Что означает этот знак?
34. Вот угадайте, что расположено в этом пошарпанном здании, с осыпавшейся штукатуркой? Конечно же это главное управление благоустройства Нижнего Новгорода.
35. А вот пешеходная туристическая улица. Заведения общепита так себе, нормальной и вкусной еды я не обнаружил. Если хотите поесть - сверните хотя бы в ближайший переулок.
36. Ну и для разнообразия немного прогуляемся чуть подальше от центра. Здесь красят бордюры в фирменные московские цвета. А на заборах вдоль Медицинской улицы изображена кардиограмма.
37. Неподалёку стоит православный вагон - Церковь державной иконы Божией Матери. Действующая.
38. Вот все удивляются, откуда у автомобилистов такая любовь к кроссоверам? Так на пузотёрке на такой «газон» машину не припаркуешь.
39. Трамвайные линии с зеленым газоном на рельсах и остановочный павильон из профлиста. Навигация, указатели маршрутов? Нет, не слышал.
40. Погуляли и хватит - пора возвращаться в Москву. Обратный поезд теперь Ласточка. У него ниже чем у Сапсана максимальная скорость, но на этом направлении время в пути у него всего на 5 минут дольше, чем у Сапсана. А главное он гораздо дешевле - билеты стоят от 700 до 1000 рублей.
41. При этом по комфорту он практически ничем не уступает Сапсану. Да, в нём нет интернета и бизнес-класса, и кресла чуть меньше по ширине, но в нём огромное количество свободного места в вагонах (в вагоне можно буквально кататься на велосипеде и никому не мешать), есть розетки на 220 вольт и также тихо, как и в Сапсане на любой скорости (максимально поезд разгонялся до 155 км/ч).
42. В 23:15 я снова в Москве на Курском вокзале. Вообще, Сапсан и Ласточку сравнивать с обычными поездами нельзя, это совершенно другой уровень комфорта и сервиса. И 1000 рублей за билет на Ласточку это недорого. А в случае если есть желание поехать в Нижний Новгород отдохнуть вдвоём, то это будет сопоставимо с расходами при поездке на автомобиле. Только удобнее и без пробок.
43. Напоследок заглянул в главный зал Курского вокзала. Наклейки на месте, никто не мешает фотографировать.
44. Спасибо РЖД за здравый смысл и отсутствие препятствий для любительской фотосъемки. Так что смело фотографируйте на всех железнодорожных вокзалах страны!