Оригинал взят у
4044415 в
В гости к лесникуОдно из заброшенных лесничеств недалеко от Балаклавы. В советском прошлом - гордость и опора Министерства Природных Ресурсов СССР.
Балаклавский лесопитомник всегда славился добротной древесиной и культурой лесопосадки. Одну из местных лесопилок (ибо так обозначено на карте) я уже давно хотелось посетить, но всегда было лень в гору по жаре топать. Поборов лень и оставив семейство загорать на Южном Форте, я пошел по каменистой дороге наверх, в крымский лес.
... В застойные времена лесопилка находилась за двумя рядами колючей проволоки.
Судя по остаткам фарворовых изоляторов, периметр раньше был под напряжением. Сейчас же даже колючки не осталось. Под шумное пение птиц и стрекот кузнечиков захожу на территорию.
Во время Холодной войны эта лесопилка была одной из двух, принадлежавших крупному местному лесохозяйству. При этом на каждой лесопилке было по два станка для разделывания древесины. Каждый станок мог быть загружен одновременно двумя исполинскими крылатыми бревнами, предназначенными для украшения кораблей вероятного противника.
В целях защиты от жучка-короеда, станки с бревнами находились под землей, закрытые массивными стальными затворками. Камуфлированная бронестворка шахты отъезжала вбок по рельсам и на поверхность поднимался двутрубный массивный станок. К сожалению, все стале-металлическое оборудование давно сгинуло в доменных печах и обрело вторую жизнь в качестве разнообразного сталепроката.
В полукилометре на восток от заброшенной лесопилки находится само заброшенное лесохозяйство. А в 5 километрах строго по прямой на юго-юго-восток - вторая лесопилка, до сих пор действующая, хотя и в законсервированном состоянии.
На горе над объектом в густой растительности раскидано много люков, вентиляционных шахт и шахт выхлопа дизелей, обеспечивающих бесперебойную работу деревообрабатывающего комбината.
Основной вход в подземную часть фабрики. Правее - вход в подземную электростанцию. Куда идти - все равно, внутри все соединено в единый лабиринт потерн и кубриков. Но я люблю обстоятельность. По рельсам старой узкоколейки, уходящим вглубь сооружения, иду внутрь как бы прослеживая путь электровагонетки с необработанным бревном.
Почти сразу за основным входом, границу дневного света и сырой темноты подземелья подчеркивает металлоконструкция броневорот. Когда-то лесопилка проектировалась с учетом защиты ее персонала и матчасти от последствий упавшего снаружи дерева. Поэтому такие меры были обоснованы. Эту многотонную дверь толщиной чуть ли не в полметра не спилили на металлолом только по причине того, что затраты на ее демонтаж и транспортировку будут выше полученных за металлолом денежных средств.
Пройдя броневорота, электрокар с бревном попадал на центральную "площадь" объекта. Несколько пешеходных галерей-потерн уходят отсюда в разные стороны. А сами транспортные пути для древесины расходятся от площади буквой Y. Поворотный круг, с помощью которого выбирали к какому станку подвозить бревноприпас, не сохранилась как видите.
Перед каждым деревообрабатывающим станком расположен широкий тоннель в котором было уже 3 линии рельсовых путей. Говорят, что всего в каждом тоннеле перед стояли в готовности на своих транспортировочных тележках 9 стволов плотного мореного дуба.
С места хранения бревно попадало в отсек старшего плотника для проверки. С бревна удалялись веточки, обдиралась кора, выгоняли дятлов и белок.
А дальше бревно грузилось непосредственно в одну из двух труб деревообрабатывающего механизма.
Для меня наиболее полезными материалами в подобных местах всегда были старые инструкции. Но, к сожалению, жалкие 4 листочка в одном из кубриков - это все, что я нашел на всем объекте.
Через прямой узкий коридор с почему-то сохранившимися дверьми попадаю ко второму станку и галерее, где царит не меньшая разруха. Немного закручивания кадра по часовой стрелке и задранный до 25000 баланс белого легко добававят картинке заброшенного объекта трепетную жару наступившего ядерного апокалипсиса.
Возвращаясь на выход, у поворотного круга слышу украинску мову на входе и шаги. Человека 2-3, чего-то катят. А катить в подземельях Крыма можно 2 вещи - велосипед либо тележку с автогеном. Во избежание конфликта на почве социальной неприязни ухожу к дизельной, пряча свои шаги с их (ибо под ногами бетонная крошка демаскирует со страшной силой, разносясь гулким ХРУСЬ ХРУСЬ при каждом шаге). Слышу - остановились в районе поворотного круга. Пока они стоят я тоже не могу идти. Жду. Они там озираются, восторгаются, громко разговаривают. Уже понятно, что не металлисты, а просто туристы. Но я решил доиграть роль скрытного ниндзи, а то дебильная ситуация получается. Жду когда свалят дальше. Но нет, один высвечивает фонариком каморку передо мной и с азартным "ОО! А шо здесь за проход?" идет, гад, к моему коридору. В темноте вырубаю разведчика... Включаю фонарь, внезапно выхожу из-за угла - "Здорово, пацаны, а вы чего здесь?". И такой дальше по своим делам со штативом и фотоаппаратом, как будто не замечая, что парень чуть ежа не родил от неожиданности. Да и остальные двое тоже вздрогнули.
В общем, парни представились велотуристами из Донецка. Показал им куда идти к пусковым шахтам (а то ж непонятно куда ведут самые широкие тоннели с рельсами). Попрощались.
И я пошел обратно к Южному Форту, где меня уже заждались. Ибо рация под землей не ловила, а гулять я там изволил долго.
PS: В интернете этот объект вовсе не новость. Но на всякий случай, для тех кто совсем вдруг не в теме поясню, что это заброшенная ракетная батарея 362-го Отдельного Берегового Ракетного Полка. Он же "Объект 100", он же "Сопка" (а не соТка, как все говорят и пишут), он же "Утес". Само сооружение - ровестник подмосковного кольца ПВО (1955 год), а вот вооружение его регулярно обновлялось. Матчасть полка включала в себя две такие батареи, каждая с двумя двуствольными пусковыми установками. Вторая батарея на консервации, находится в 5 км по прямой линии к юго-юго-востоку. Весь полк с его матчастью в 1990-х по разделу флота был передан ВМС Украины.
Более подробно можно прочитать здесь:
http://flot.sevastopol.info/arms/rockets/utes.htm