Священной волею Зевеса и, как водится, очаровательных муз, отметил окончание работы над своей повестью просмотром спектакля по "Зойкиной квартире" в театре Пушкина.
Идя туда, я думал, что текст мне, мягко говоря, знаком. Что ж текст действительно мне знаком, но я при чтении с листа тридцать лет назад, оказывается, не учёл главного: что в пьесе показана хоть и подпольная, но безусловно "сладкая" жизнь нэпмановской Москвы. Те самые "пучины фокстрота", в которые увлекают несознательных гражданок растратчики и нэпманы.
То есть, проще сказать, на сцене очень много танцуют и поют. И надо сказать, поют довольно неплохо, хоть и романсы, Булгаковым никак не предусмотренные. Видимо, московские театральные режиссёры пытаются подобраться к бродвейскому мюзиклу не в лоб, а по лбу. Ну что ж, пускай их, ничего не имею против.
Зойка - Александра Урсуляк вполне убедительна, хотя Павлик - Алесандр Дмитриев, мне кажется, для неё молоденек. У Булгакова Зоя и Павлик ровесники, у них общий бэкграунд и общая юность, а здесь он такое поэтическое существо без возраста и как бы даже без пола. Ну, почему бы и нет. Правда, у Булгакова он ещё описан как аристократ с безукоризнеными манерами (когда он, разумеется, не в ломке) и безукоризненно одетый у хорошего портного, но где ж такого в Москве нынче взять.
И это, собственно, главное, что я из этого спектакля вынес, смотря его сейчас, через 30 с лишним лет после того, как я впервые прочитал пьесу. В наших нынешних обстоятельствах в глаза бросается, что эта пьеса написана в 1925 году о людях, которые ещё наивно полагают, что новая непонятная власть резко ухудшила их качество жизни, но не изменила самой её сути, это по-прежнему вся та же самая жизнь в той же самой России, к которой они привыкли, только со всё нарастающими ограничениями. А это не просто ограничения, это другая жизнь. Сменилась геологическая эпоха, и они в ней как динозавры в эпоху мамонтов. К началу 30-х этих бывших разъяснят, а к 37-му сделают так что то, что им казалось нормальной жизнью, будет восприниматься выжившими как нечто ненормальное и невозможное. Великий всё-таки драматург Булгаков. И понятно, почему Сталин его пощадил, потому, что сам того не желая, просто кишками, Булгаков понимал - эти Зойки и графы Обольяниновы, эта Алла, которая распродав постепенно бриллиантики, не устраивается на работу, а устраивается в публичный дом, были обречены так же, как и порядочные Турбины. Ну и спасибо театру, что поставили. Принесли нечто своё, но всё-таки не испортили.