Именно так буквально переводится с итальянского название фильма La caduta degli Dei Луки Висконти "Гибель богов", который я вчера наконец сподобился посмотреть, как давно грозился.
Высказывать своё мнение об этом грандиозном шедевре 55-летней давности смысла нет, он давно занял своё место на кинематографическом Олимпe ХХ века. Вот лишь несколько отрывочных замечаний.
Про него совершенно правильно говорят, что это шекспировская трагедия, как бы её увидел Верди. Висконти всё-таки оперный режиссёр. И здесь у него тоже грандиозные страсти, пропущенные через призму классической оперы. Когда все события сгущены в одном помещении, все монологи носят совершенно мелодраматический характер - хотя, разумеется, чувства подлинны. Ну и, конечно, страсти невероятные, включая совершенно запретные, показанные, по законам того времени, намёками, но намёками красноречивыми.
Висонти - настоящий аристократ. Без балды. Потомок правителей Милана. Это как если бы Никита Михалков был не выходцем из провинциального дворянства, а прямым потомком Михаила Тверского. Не знаю, связано ли это как-то или нет, но хорошо видно, что все драгоценности на пальцах в ушах и на шея героинь подлинные. Я читал, что он использовал свои фамильные драгоценности, но не уверен, что именно в этом случае и в полном объёме. Ну и, конечно, умопомрачительные туалеты по моде 30-х годов тоже в полном порядке.
Ещё по поводу туалетов. Если абстрагироваться от них, то фильм этот о том, что во внутриклановой борьбе, побеждает не самый способный (про Фридриха - героя Дирка Богарта говорят, что он хороший специалист, толково управляющий сложным сталелитейным производством), а самый беспринципный - герой красавчика Хельмута Бергера, который в первых кадрах появляется в виде травести, а в последних - в полном нацистском облачении.
А вот в борьбе кланов, как ни дико сказать, побеждает самый красивый. Ощущение такое, что эсэсовцы победили штурмовиков и устроили им ночь длинных ножей потому, что, блин, их стильная чёрная форма с красными нарукавниками просто красивее, чем мешковатые коричневые рубашки. Хотелось бы сказать, что эссовцы не позволяли себе таких свинских оргий, как тщательно показывает Висонти у коричневорубашечников, но здесь боюсь ошибиться вопрос тонкий.
Да и вообще, конечно, из исторической перспективы глядя, два оттенка говна.
По поводу исторической перспективы довольно интересно получается. Фильм 69 года, описываемые события 33-34 годов. Прошло 35 лет. Это как от нас сегодняшних до 1 съезда народных депутатов СССР, падения берлинской стены и тд. То есть люди ещё помнят - но как нечто бывшее две эпохи назад. И Висонти, кажется, первым себе позволяет гламуризацию той эпохи. И недвусмысленно говорит о связи перверсий политических и сексуальных.
Но в эту тему лучше не углубляться, во всех смыслах. Просто посмотрите.