В моей излюбленной греческой мифологии есть отдельный цикл так называемых гибристических мифов. Это истории, повествующие о смертных (хоть и не всегда), дерзнувших сразиться с богами, бросить им вызов или не покориться их воле - и даже само слово «хюбрис» значит дерзость.
Обыкновенно герои этих мифов цари (Одиссей, Сизиф), полубоги (Ахилл), деятели искусства (Арахна), а значит, люди изначально не последние в мире смертных. Но первым из них был титан Прометей, между прочим - родной дедушка Сизифа. (В греческой мифологии вообще очень хорошо прописаны родственные связи - ну прямо таки ранние Руггон-Маккары :)).
Но, если Прометею* его выходку с огнем и жертвоприношением в конце-концов простили (вот что значит - обладать знанием, которое позволяет держать в узде самого царя богов), да и Одиссей более-менее легко отделался, то всем последующим повезло меньше (напомню: Ахилла убили, Сизифа, Тантала, Иксиона обрекли на вечные муки в Тартаре, Арахну-ткачиху превратили в паука… ну и остальным тоже пришлось несладко).
Тантал, Сизиф, Иксион
И вот перед нами, вроде бы классический сюжет - сидите детки тихо, не дерзите старшим и не будете наказаны. Но почему же их примеры столь вдохновляющи и бессмертны? И герои-то здесь не боги, а именно восставшие. А разве не это же восстание против старших/авторитетов/родителей продолжается из поколения, служа развитию, борьбе за свободу личности, право голоса, мышления и взглядов?
Ну что ж, с богоборничеством мы уже давно сроднились. Теперь главное - не перепутать, против чего бороться. А то, знаете, как бывает, когда войдешь в раж…
* Кстати, в древнегреческих мифах создание людей описывается так: Прометей вылепил людей из земли, а
Афина наделила их дыханием. Ничего не напоминает?)