Судя по всему, язык не годится для передачи опыта, полученного в результате осознания. И дело не в том, как мы передаем друг другу этот опыт: письменно, по телефону или лично. Дело в другом. Хочу поделиться наблюдениями, основанными на последних размышлениях о получаемых мною комментариях в частности, здесь, в ЖЖ.
Человек, читающий мое сообщение, все равно «поймет» его в рамках своих представлений о мире (дальше пишу «я», «мое сообщение» и т.п. - но это касается любого автора, пытающегося передать собственный эмоциональный опыт, а я сама могу оказаться почти в любой из описанных ниже групп).
Точнее сказать, человек не столько поймет, сколько переиначит так, чтобы это вписывалось в его рамку. И если, например, моя часть опыта, отраженная в тексте, - меньше рамки (т.е. картина мира человека шире, чем то, о чем я пишу), человек может почувствовать, скажем, радость узнавания, желание поделиться своим кусочком реальности, удовольствие от формулировок, - точно так же, как можно порадоваться старой музыке в новой интересной аранжировке. Может и рассердиться (или огорчиться), если мысль хороша, а отражена не достаточно ярко, не точно, не полно и прочее.
Если рамка меньше того, о чем я веду речь, но не существенно, - человек обрадуется возможности расширить рамку, дополнить свою картину мира тем, что он уже интуитивно улавливает, но еще не готов сформулировать. Будет уточнять, задавать красивые - иногда сложные, иногда простые - вопросы, помогающие и мне лучше сформулировать мысли. Это та часть людей, кто уже начал двигаться в ту же сторону, кто и так был на грани инсайта.
К сожалению, рамка может быть и значительно меньше: не от того, что человек недалек или глуп, нет: просто опыта осознавания себя у него значительно меньше (если вообще есть). И тогда возможны самые разнообразные реакции. Людей, которые их выдают, я разделила на подгруппы.
Подгруппа «непонимающие». Одна ее часть - честные: «Ничего не понимаю», другая - менее честные: «Что за фигня» или «Чем у автора мозги набиты» и вариации. Это то же самое «не понимаю», но уже с выделением меня, автора, как виноватой в том, что человек не понял, и слив агрессии на меня за свое непонимание. Развитие ситуации возможно, если человек готов начать разбираться в том, что он не понимает: но для этого придется признать это и перестать оценивать себя и меня (как автора).
Следующая подгруппа многочисленна: «не признающие». Признать, что им что-то не понятно и, например, расспросить, не хватает ресурсов, - остается попытка вписать то, что удалось понять, в ту картинку, которая есть у принимающей стороны. Дальше человек может восхититься, если эта интерпретация что-то подтвердила в его картине мира («Спасибо, я так и знала, что с двумя мужиками одновременно встречаться нельзя»), либо вступить в яростный спор, если интерпретация что-то оспорила в картине мира человека («Что за рабовладение, утверждать, что мужчина или ребенок может быть «мой»?). Моя естественная реакция на подобные утверждения: пожать плечами и спросить: «Откуда вы это взяли? Какое это имеет отношение ко мне?» Если человек готов к контакту, и сможет признать в этом утверждении «свое», - тоже есть шанс.
Есть еще одна, очень интересная подгруппа. Это те, кто соответствующего опыта осознавания не имеют, но знают, что «это» правда: читали в учебниках, монографиях, статьях, умные люди рассказывали - хочется назвать эту группу «специалисты». Они уже усвоили «истину», но не прожили ее.
· Лирическое отступление. Конечно, я знала со студенческой скамьи, что такое, например, «проекция». Но, как инсайт, как переживание, - что же это, и как работает, я открывала для себя раз восемь: каждый раз изумляясь обнаруженному. Описываемые мною «специалисты», находятся в самом начале.
Реакция "специалистов" на мои тексты тоже характерна - они узнают знакомые идеи, недоумевают и обижаются, что кому-то это важно, что-то кто-то может радоваться таким «простым и элементарным» вещам. Злиться могут - от того, что не могут понять ценности именно такой подачи этой «старой» идеи. Могут писать: «ничего нового» и т.п. Среди них есть те, кто начинает манить в свою «картину мира»: «Об этом можно было бы написать вот так!», «А вот тут есть другой интересный аспект» (аспект не на расширение-дополнение того, что описано, а по принципу «летим туда, там много вкусного»).
На стопроцентный охват аудитории не претендую, возможно, какую-то «подгруппу» упустила из вида. Прошу прощения. Заметите - пишите. И извините, если кого обидела своим "разбором". Такой задачи я перед собой не ставила.
Итог. Неблагодарное это дело, делиться своим эмоциональным опытом. Жаль, что мы не можем заглянуть в голову другого человека, и увидеть мир его глазами: это здорово бы упростило всем нам жизнь.
P.s. Этим текстом я ни в коей мере не снимаю с себя ответственности за недостаточно ясное изложение той или иной темы (мол, раз вы не поняли, то я тут ни при чем). Охотно отвечу на все вопросы и буду благодарна вам за них: это поможет прояснить непонятные места.
P.p.s. Если вы уже готовы написать слова типа: «ты чё тут, самая умная?», - обратите еще раз внимание на слова, выделенные жирным шрифтом.