После «Острова» О тренингах по сути и форме. О разных проектах и ожидаемом эффекте от них.

Aug 16, 2014 17:58


Все, что человек может получить (взять, усвоить) от любого предложенного ему процесса (в терапии или тренинге - не суть), лежит в зоне его ближайшего развития. И если, например, все, что может конкретный данный человек - это обнаружить, что то, как он реагирует на происходящее вокруг него, влияет на отношение к нему других людей, то, скажем, «завести друзей» - для него задача не ближняя.

·        Прямо как в анекдоте про пришедшего к психотерапевту клиента с запросом: «У меня нет друзей! Может хоть ты мне поможешь, жалкий плешивый старикашка?» Смех смехом - а мы запросто можем не замечать подобных огрехов за собой. И тем более не осознавать, что же заставляет нас пользоваться подобными оборотами, разговаривая с людьми.


Обычный хороший тренинг рассчитан на «среднеосознанного» участника, жаждущего узнать и попробовать новое без особой ответственности (последняя начинается и заканчивается тем, что человек оплатил тренинг и «привел себя» на него). И нет задачи понять: чего я хочу, как я это хочу, от кого и т.п. (как это происходит обычно в групповой терапии). Зато есть ожидание - что будет интересно, что тренер устроит шоу, прочтет интересную лекцию, обманет «сопротивление клиентское обыкновенное» и с песнями и плясками поведет к счастливому новому опыту, т.е. даст упражнение, которое позволит пережить яркие эмоции; предложит схему выхода из проблемной ситуации; подкинет информацию, которая удивит и посулит решение трудных задач. Предположим, что ожидания оправдались, и тренер сделал все, что от него требовалось, с чем же участник тренинга окажется на выходе? Я вижу разные варианты.

1.      Ни с чем. Приятное эмоциональное послевкусие рассосется, не оставив через пару недель и следа. Причина - человека ничему нельзя научить, наша личность - замкнутая система. Только сам человек, приложив определенные усилия, сможет научиться чему-то новому, привнести в свою внутреннюю замкнутую систему то, чего там раньше не было. Вся новая информация - какой бы удивительной и полезной она ни была, улетучится на 90% за очень короткий срок. Останется только информация «добытая» вами лично в процессе работы.

2.      С новой моделью поведения в конкретной локальной ситуации. Участник понял - как правильно (например, - вести трудные переговоры), запомнил полезную схему. Дальше - может пробовать ее применять в жизни. Или не пробовать. Возможно, ему удастся встроить ее в свою обычную жизнь, и шансы на это - повышаются, если его окружение «играется» с этой же схемой. Эти игры помогут ему встроить ее в свою обычную, повседневную жизнь, и использовать с разными людьми.

3.      С новой Ролью. Вот именно так - с большой буквы. Тут надо объяснить подробнее. Вот жил человек, и был он несколько недоволен тем, что родители чего-то недодали, дети не всегда слушаются, супруг(а) не любит, как желаемо, правительство не правит как надо, врачи не лечат, «метро не едет, в такси не содют» и т.п. Попал он на тренинг, и выяснил, что это - позиция ЖЕРТВЫ. А правильно - позиция АВТОРА. Посопротивлялся он немного этой идее, ну и сдался: начал учиться Авторству - т.е. учиться видеть свою ответственность в каждой ситуации. Хорошая идея, годная! Только на выходе - почему-то - имеем мы не ответственного человека, а прекрасного АКТЕРА, который, будучи той же самой Жертвой, самоотверженно играет роль Автора. Ведь тренинг - т.е. мероприятие массовое - что может здесь предложить? В основном, схемы типа: «как выглядит Жертва» и «как выглядит Автор». Выгляди как Автор - и ты им станешь. Ан нет, не выходит: станешь ты лишь хорошим Актером, изображающим Автора.

·        Роль на подходящем тренинге можно выучить любую: роль «ловеласа», роль правильной мамы, роль хорошей супруги, роль властного начальника и т.п. И если роль начальника - это может быть полезно, то все остальные, особенно связанные с личными, близкими отношениями, в которых мы живем, - по большей части, - лишь отдаляют нас от людей.

4.      С новым опытом. Итак, вы сделали то, чего раньше не делали. Этот опыт останется при вас, а не развеется по ветру, при выполнении двух условий: то, что вы сделали - было в зоне вашего ближайшего развития - это раз (т.е. вы были готовы к этому эксперименту, и не хватало лишь подходящей площадки); вы, после получения этого опыта, осмыслили его - это два. Осмыслили - значит, назвали его для себя («я сделал то-то и то-то»); поняли, что мешало вам поступать так раньше; обдумали, где и как вы можете поступать аналогичным образом в своей жизни; обнаружили - какие подсказки помогут вам заметить, что наступил подходящий момент для использования этого самого опыта. Именно эта работа по осмыслению позволит начать использовать результаты нового опыта в повседневной жизни.

Если же первое условие не будет выполнено - т.е. вместо того, чтобы идти естественным путем, терпеливо проходя каждую из зон ближайшего развития, - человек перескочит какие-то этапы, то он либо превратится в Актера из п.3, умеющего механически повторять этот опыт; либо вытеснит его, забудет или обесценит: «это было под влиянием ситуации, я тут ни при чем, я это не могу…»

Задумывая каждый новый авторский проект, я ищу - как взять лучшее из тренинга, из возможностей, которые он предлагает, и как минимизировать в тренинге то, что снижает его эффективность, порой, превращая в развлекалово, пустышку... Если бы можно было каждого участника подготовить - в индивидуальной или групповой терапии, а потом иметь достаточно времени, чтобы помочь осмыслить и переварить полученный опыт… Совсем отказываться от тренингов я не хочу. Мне просто жаль потерять такой инструмент, как игра, - а это именно то, чего много в тренинговой работе (и мало в терапевтической). И я стараюсь объединять элементы тренинга и терапии в своей работе. И некоторые проекты я нахожу весьма удачными.

Первый такой проект - наш с Павлом Зыгмантовичем «Остров» (здесь - много тренинга и мало терапии, но много совместного бытия, присутствия в жизни друг друга, что я нахожу очень важным для роста и развития). «Остров» я люблю по трем причинам:

Во-первых, - за открытые отношения. Они поддерживаются всеми (и участниками, и тренерами, и кураторами, и группой поддержки (ГП)) - открытость в желаниях, искренность в чувствах, прозрачность в намерениях. Это то, чему можно учиться ежеминутно: на тренинге, на обеденном кругу, в микро-группе, на вечернем костре, в играх, фоновых тренингах, купаниях и отдыхе... И это то, что позволяет создавать отношения за считанные дни. Да, здесь тоже у каждого своя зона развития, но в этом пространстве каждый остается именно в ней - здесь некуда торопиться. И в этом я сама нахожу для себя возможность для развития.

Во-вторых, - за право на несовершенство. Можно быть совершенным Актером в выбранной Роли. Но нельзя стать совершенным человеком. И если в обычной жизни, можно притвориться, то тут это гораздо сложнее. Ведь все на виду: и тренера, и их помощники, и участники и каждый, как в жизни, может показать себя с разных сторон: как человека бодрого или ленивого; умного или глупого; ошибающегося или точно знающего, что делать; как слабого или сильного; как чувствительного и как равнодушного в какой-то момент. И, поскольку, эти (и прочие) особенности в разные моменты жизни присущи любому человеку, то - для развития - важно видеть, как другие справляются с ошибками и огрехами, как проживают то, что нам самим может не нравиться в себе - и учиться относиться по-доброму как к несовершенству другого, так и к собственному.

В-третьих, - за, собственно, игру. Мы живем тут, на «Острове», играя в лидеров и советчиков, в королевства и государства, в премьер-министров и вассалов, в дочки-матери, в мужчин и женщин, в «холсты» и «художников», в тренеров и участников тренинга...

  • Лирическое отступление. Игра - основной вид деятельности ребенка. В игре он учится взаимодействовать с другими детьми, договариваться, соизмерять свои риски, предсказывать последствия своих действий и т.п. На прошлой неделе я наткнулась на подробную статью на эту тему (фейсбук подсуетил), но, к сожалению, ссылку на нее не сохранила и название не запомнила. В этой статье было отмечено, что дети играют сами по себе все меньше, а больше заняты «развитием» под контролем взрослых. Были упомянуты и исследования, связанные с животными, которым - в эксперименте - разрешено было заниматься чем угодно, но им не давали играть друг с другом. В результате зверушки выросли напуганными и агрессивными одновременно. Пугались и нападали без особых на то причин. Отсюда - вывод, что игры с умеренным и контролируемым самими детьми риском (как в физической реальности, так и в отношениях с себеподобными) необходим для их роста и развития. Игра, я уверена, поможет и взрослым. И, по сути, не очень важно - КАКАЯ именно игра. Важно, чтобы у участников была возможность внутренней регуляции процессов, возможность определять свое место, конкурировать и договариваться, активно подключаться к происходящему по свой воле и отходить в сторону в сложных ситуациях и т.п. Учиться, играя, тому, чему не научились в детстве или подростковом возрасте, и чему сложно учиться во взрослом мире, больше склонном экзаменовать нас на предмет наших умений, нежели помогать и поддерживать в освоении нового.

И следующий «Остров-2015» будет про «6 навыков близких отношений». Будем жить, играть, ошибаться и строить близкие отншения.. Даты уже известны 31 июля - 7 августа 2015 года.

Еще три любимых проекта я коротко обозначу.

Второй проект - моя «Сексология» (сейчас я назвала его «Психология сексуальности: целостность и многообразие»). Здесь в равных долях: информирование (сексуальный ликбез), новый опыт с осмыслением, тренинг нового поведения, много игр. Тренинга в этом проекте больше, чем терапии, но долгосрочный эффект достигается за счет объемного осмысления проблем (с разных сторон), плюс - длительность, пять уик-эндов, - позволяет создать отношения в группе, которые поддерживают личностное развитие каждого. Первый модуль 4-5 октября 2014года. Менеджер проекта - Валентина, если интересно, звонить ей: +375(29)2774058

Третий проект - наш с Женей Фридманом City-Shuttle «Рядом с другим». Сразу после празднования Нового Года 3-7 января 2015г. В этом году мы заведем речь про счастье. Тут - терапии больше, чем тренинга. Программа гибкая, и игра (которую мы обязательно проводим каждый день) подстраивается под потребности участников, в соответствии со всеми законами и нюансами развития терапевтической группы. Потом долго осмысляется, переваривается - и в терапевтических сессиях в кругу, и в микро-группах, и в общем динамическом процессе. Если вам станет интересно, вам все подробно расскажет менеджер проекта Ольга, ее тел: +375(29)6382434

Четвертый - это наш с Татьяной Уткиной проект под внутренним названием «Похудей-ка». Она похожа на предыдущий - по форме. Терапия с небольшими вкраплениями тренинга. Эту программу мы будем впервые проводить в этом году на Гоа. Назвали ее «Отдых на Гоа. Отношения. Спорт. Еда».  (Создана группа на фейсбуке). Планируем выезд из Москвы 19 января - обратно 3 февраля 2015года (из других городов - самостоятельно - в зависимости от чартерных авиа-рейсов). А обычно мы проводим ее в Сочи, в самом начале июня, в режиме - три трехдневки, два выходных. Специальная здоровая еда, бодифлекс утром и вечером, групповая терапия… В общем, все живо и с устойчивым долгосрочным эффектом для желающих научиться жить, как живут стройные люди. Если будет интересно, пишите на е-мейл мне vp1@tut.by

Спасибо за внимание!

Анонс моих проектов тут. Приглашаю!

терапия, мои проекты, размышления, по следам проведенных тренингов

Previous post Next post
Up