О чем после войны молчали союзники

May 08, 2015 01:28



Об этом, действительно, по умолчанию сторон, не принято было говорить и афишировать. Но случаи боестолкновений союзнических войск на завершающем этапе Второй мировой войны, действительно, были.
Об одном из них напомнила опубликованная на днях в СМИ информация про открытие памятника советским воинам в сербском городе Ниш, который появится там 9 мая. Они погибли 7 ноября 1944 года. И не в ходе боев с гитлеровцами, а в результате авиационной атаки американцев.
Те с воздуха атаковали советскую транспортную колонну, в результате чего, в общей сложности, погибли 34 солдата и офицера РККА, включая командира 6-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-лейтенанта Котова. Еще 39 человек были ранены, до 20 автомашин с грузами оказались сожжены.
В ходе ответной авиационной атаки, по разным данным, советские летчики сбили от 2 до 7 самолетов противника. Из группы советских истребителей было сбито от 3 до 4 самолетов.
Несмотря на инцидент, руководство США и СССР решило не предавать его огласке, а командование армии США извинилось за совершенную оплошность.
Согласно письму заместителя начальника Генерального штаба Красной армии Алексея Антонова, в 12 часов 50 минут автоколонна войск Красной армии между Нишем и Алексинацем была атакована группой американских истребителей в составе 27 самолетов «Лайтнинг». Американские пилоты производили пулеметно-пушечный, ракетный и бомбовый огонь по находившимся на марше подразделениям 6-го гвардейского стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта.
В ответ на это с аэродрома Ниш взлетела дежурная группа советских истребителей в количестве 9 самолетов Як-9, которые также были атакованы «Лайтнингами», несмотря на то, что на них виднелись опознавательные знаки самолетов ВВС Красной армии. К тому времени немецкой авиации в воздухе быть не могло, и командование средиземноморских ВВС США не могло не знать об этом.
Завязался воздушный бой. Атаки «Лайтнингов» прекратились лишь после того, как ведущий группы советских истребителей капитан Александр Колдунов (впоследствии - дважды Герой Советского Союза, главный маршал авиации, главнокомандующий войсками ПВО - заместитель министра обороны СССР), рискуя быть сбитым, подстроился к ведущему группы американских истребителей и показал ему опознавательные знаки своего самолета.
Причем, уже после этого, новая атака в составе нескольких десятков самолетов, через некоторое время повторилась.
Нападение американских самолетов вызвало крайне недоумение, так как, по словам Антонова, советское информбюро передавало, что города Ниш и Алексинац были заняты советскими войсками. Позднее военная миссия США в СССР выразила «глубочайшее сожаление» в связи с инцидентом, сославшись на потерю американскими экипажами ориентировки. Представители США утверждали, что их самолеты шли якобы штурмовать фашистские войска, отступавшие из Греции в Триест. Правда, эти цели находились примерно в 400-х километрах южнее Ниша…
В некоторых публикациях на эту тему встречаются версии, связанные с рядом инцидентов, произошедших в период челночных воздушных операций с применением американских бомбардировщиков и истребителей в июне-ноябре 1944 года. Тогда после сквозных бомбардировок немецких объектов в Германии, Польше и Румынии американские "летающие крепости" В-17, истребители Р-51 "Мустанг" и Р-38 "Лайтнинг" садились на советские аэродромы Полтава, Миргород, Пирятин. И далеко не все в этом авиационном содружестве стран-союзниц шло так гладко.
http://nvo.ng.ru/history/2005-04-08/5_attak.html
Однако, это был далеко не единственный эпизод воздушных баталий союзников на завершающем этапе Второй мировой войны.
Так, прославленный советский ас трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб сталкивался в воздушном бою с союзниками дважды. Сначала 22 апреля 1945 года его машину атаковала пара американских истребителей «Р-51 «Мустанг»», но не прошло и двух минут, как один из них разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.
Еще более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед самым Днем Победы, когда эскадрилья нагруженных под завязку бомбовозов В-17 «Летающая крепость», игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство советской оккупационной зоны.
Вогнав в землю три многомоторных гиганта, Кожедуб обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед ему не позволили.
Спустя несколько лет, уже в качестве командира 324-ой истребительной авиадивизией он противостоял американским военным летчикам в Северной Корее. Но новые звезды на его самолете так и не появились. Лично Василий Сталин категорически запретил комдиву участвовать в боях, и потому все 216 (по другим данным - 258) уничтоженных американских самолетов были записаны на счет его подчиненных.
Впрочем, это - совсем другая история. Причем - с дальнейшим продолжением.
А тогда, в конце Второй мировой войны союзники по антигитлеровской коалиции могли простить друг другу многое. Даже если это отдаленно и попахивало провокацией.

Вторая мировая война, союзники, СССР, самолет, инциденты, США

Previous post Next post
Up