Несмотря на то, что я редко путешествую, у меня есть wishlist мест, в которых хочу побывать. Бывает приходит вдохновение, и я начинаю планировать сроки, искать билеты, бронировать гостиницы. Порой, даже успеваю достать чемодан, но что-то пойдет не так, и поездка откладывается. Остается неприятная горечь от нереализованного желания, и повседневные дела занимают все время и мысли. Но жизнь преподносит сюрпризы, и в этом ее прелесть. Так, в один прекрасный день, когда я готовилась к занятию, мой друг, барнаульский путешественник же просматривал список потенциальных попутчиков. Одно из приглашений прилетело и мне, и свое "да!" я сказала практически сразу. Потом были поиски билетов, спонтанные сборы, недоделанные дела, и ...одна из самых лучших моих поездок. То, что я планировала летом, осуществилось осенью, когда все пазлы были готовы сложится в красивую картину. Каждому желанию есть свое место в пространстве и во времени. Иногда нужно просто подождать..И я дождалась своего Крыма :)
Мое путешествие началось в Ростове-на-Дону, где я присоединилась к экипажу барнаульцев. К этому времени они уже проехали около 4000 км, останавливаясь к интересных местах. И в тот пасмурный день, мы вместе немного погуляли по Ростову.
Памятник градоначальнику А. Байкову у центрального входа в парк
Когда я готовилась к поездке, обнаружила на просторах интернета информацию про заброшенные Парамоновские склады. Я питаю особую слабость к заброшенным зданиям, и вдохновилась идеей посетить их. Барнаульцы мою идею поддержали и мы поехали их искать. Склады расположены около набережной, между проспектом Соколова и Университетским переулком.
В 1985 году Парамоновским складам был присвоен статус памятника истории и культуры местного значения. Чуть позднее историческая постройка получила статус памятника федерального значения. Но несмотря на это, все корпуса складов - это руины, "для красоты" прикрытые сеткой со стороны набережной.
01.
02. Даже табличка в разрушенном состоянии
Историческая справка.
Во второй половине XIX века большую часть в товарообороте Ростовского порта составляла пшеница, отправляемая на английский рынок. Необходимость хранить зерно определила формирование комплекса экспортных зерновых складов. Самый старый корпус складов был построен в середине XIX века, последний - в конце 1890-х годов. Склады сыграли важнейшую роль в становлении Ростова-на-Дону. Через них проходили миллионы тонн зерна, угля, шерсти, других товаров, торговля которыми позволила городу стать к началу 20 века одним из крупнейших торгово-промышленных центров России.
За время своего существования склады принадлежали разным владельцам и фирмам. Большинство находилось в собственности купцов Максимовых и всего два из них принадлежали купцам Парамоновым. Но Елпидифор Парамонов был для Ростова настолько знаковой фигурой, что склады на набережной издавна называются "парамоновскими".
В период последних лет СССР склады использовались по прямому назначению, в них хранили цемент, стройматериалы и пр. В период своего бесхозного существования склады пережили несколько пожаров и начали сильно разрушаться.
03.
04.
05.
06.
07. Дарья, как истинный ценитель красивой заброшенности, в восхищении :)
08.
09. Я думаю, что любители негламурных фотосессий оценят многочисленные арочные проемы
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Первоначально комплекс складов обладал уникальной системой охлаждения. Инженеры Якунин и Э. Шульман грамотно воспользовались природной особенностью данного места - родниками, круглый год бьющими со склона донского берега. Инженеры собрали родниковую воду в желоба и пропустили эти желоба сквозь складские помещения. Температура родниковой воды Парамоновских складов постоянна зимой и летом - 9° C. И эта система желобов поддерживала в складах пониженную температуру, благоприятную для хранения зерна.
20.
21.
22.
23.
24.
25. Здание, как будто извиняется за свой неприглядный внешний вид
Я уже начинаю привыкать к тому, что часто памятники федерального значения находятся в плачевном состоянии, без перспективы восстановления. Но в интернете я нашла информацию о том, что реконструкцией складских сооружений занялось ООО «Альянс-М». Договор аренды сроком на 45 лет между компанией и собственником Парамоновских складов был заключён в конце 2013 года. Общий объём планируемых инвестиций - 1 млрд 240 млн рублей. Директор компании Владимир Бондаренко рассказал, что на месте разваливающихся складов могут появиться несколько гостиниц, концертно-выставочный зал, спа-комплекс с апартаментами и ресторанный комплекс.
Но пока никаких признаков начала реконструкции мы не обнаружили.
26. Заключительное фото
На дальнейший осмотр города оставалось совсем немного времени, и мы вышли на набережную Дона.
27. Памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову
28. Осенняя набережная
29. Дон, собственной персоной
30. Вечнозеленый микромир
31.
На набережной имеется много интересных объектов.
32.
33. А здесь уже можно устроить фотосессию погламурнее :)
34.
35. Скульптурная композиция "Спорт"
36.
37.
Дальше мы немного проехали по центру города, и удалось сделать несколько фото, буквально на бегу.
38.
39. Памятник градоначальнику А. Байкову был открыт В 2013 году, около центрального входа в парк. Скульптор изобразил не только фигуру самого Байкова, но и те его заслуги, которые он проподнес в дар своему городу: именно при нем здесь открылась библиотека, заработала биржа, было открыто немало образовательных учреждений; много внимания он уделял озеленению и благоустройству города, при нем появились освещение, водопровод, пожарная служба, общественный транспорт и телефонная связь.
40.
41. Милая скульптура "Цветочница"
42.
43. Ростов-на-Дону готовится к чемпионату по футболу в 2018 году
К сожалению, много других интересных мест города осталось за кадром. Но я взяла на заметку, что город интересный и можно смело планировать на него пару дней. Но в тот день мы продолжили путь в сторону нашей главной цели, Крыма.
Stay tuned!