Крымские каникулы. Текие Дервишей в Евпатории

Jan 17, 2017 19:45

Перед отъездом из Евпатории мы посетили Текие дервишей, единственный в Крыму мусульманский монастырь. Я присмотрела его во время вечерней прогулки, и не могла не посетить место, связанное с суфизмом.

Текие дервишей




Перед экскурсией по монастырю, расскажу немного про дервишей.

Де́рвиш - мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма. А суфизм, в свою очередь, - эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях, «текие» или «ханака», под началом шейха. Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращались для совместных постов и молитв. Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Согласно философии суфизма, всё принадлежит Богу. Если же дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться. Если дервиш не жил в нищете, то он компенсировал это щедростью и гостеприимством, когда он готов был всё отдать своему гостю, не оставляя ничего ни для себя, ни даже для своей семьи. Дервиши могли жениться, имели собственные дома и жили своей собственной жизнью.

Наиболее известной и завораживающей практикой суфизма являются кружения. Истинные кружения - это закрытый ритуал и выполняются только в узком кругу посвященных. То, что показывают зрителям в некоторых монастырях, - театрализованное представление. В Текие мне не удалось увидеть даже такой вариант ритуала, но я услышала много интересного про него и не только.

Обитель дервишей в Евпатории, единственный сохранившийся до наших дней в первозданном виде памятник подобного рода на территории Крыма. Его основали суфии из турецкого города Конья, и вдохновителем был Джалаладдин Руми, выдающийся гуманист, философ, судья и поэт.
Памятник состоит из трёх зданий: собственно текие, мечети и медресе. Текие отличается простотой форм, отсутствием украшений на фасадах и внутри, что подчеркивает аскетический образ жизни монахов. Текие представляет собой центрально-купольное сооружение - восьмигранник (высотой - 20 м, толщина стен - 1 м), который завершается куполом с шатровой крышей. Диаметр купола 9,5 м.

01.

Минарет монастыря - самый древний из сохранившихся в первозданном виде, в Крыму. Внутри него имеется крутая винтовая лестница, по которой, в свое время, муэдзин понимался на балкон и призывал к молитве. Минарет пережил два землетрясения и пожар. После пожара минарет «заплакал», по словам верующих, серебряными слезами. Они увидели в этом нехорошее знамение, посчитали, что минарет скорбит.

Секрет был раскрыт только в наше время. При строительстве минарета в каждом камне просверливали 2-3 отверстия, после чего заливали свинец на глубину не больше метра. Во время пожара свинец начал плавится и ручейками «слез» стекать по стене минарета. Так появилось второе, красивое название - «плачущий» минарет.
При внимательном рассмотрении можно заметить легкий наклон башни, примерно 7 градусов.

02.


Во дворе можно наблюдать много интересных предметов.

03. Чалмой украшали могилы почитаемых людей, которые совершили хадж, паломничество, в Мекку. У зажиточной семьи она была из мрамора, у бедной - из обычного ракушечника


04. Арабской вязью выбиты имена усопших, суры, молитвы из Корана


05. Алексей, стилизованный под дервиша) Он хотел проникнуть на территорию в шортах, но его попросили соблюдать приличия, потому что монастырь действующий


Внутри обители по периметру располагались одноэтажные сводчатые кельи дервишей. Помещения тёмные и тесные, пол земляной. Дверной проём каждой кельи выходит в зал. По традиции Востока, в обитель нужно входить с правой ноги, так как все праведное начинается справа.

06.


И когда я задала вопрос про кружение дервишей, мне ответили, что я пришла по адресу) Оказалось, что дервиши крымского монастыря принадлежат к ордену мевлеви и практикуют кружения. Они проходят в этом зале.
Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Кружение, «сема» включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки. Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение по часовой стрелке. Правая рука обращена вверх, к небу, а другая - лежит на области сердца, символизируя то, что молитва проходит через сердечный центр. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.
Во время ритуала сема, танцующий входит в состояние транса, в котором избранные могут увидеть Творца и общаться с ним напрямую.

07.


08. Вход в келью


09. Келья класса Luxury :)


Мы покинули мрачную обитель суфиев и перешли в музей. У входа нас встретила яркая выставка картин в технике эбру. Первоначально рисунок создается на воде, затем переносится на бумагу, ткань, дерево, стекло и керамику.

10.


11. Часть экспозиции музея


12.


13. А вот и дервиши в миниатюре :)


В музее находится феска, которая получила диплом как самая большая феска Украины. Ее выполнила мастерица-вышивальщица культурно-этнографического центра «Текие дервиш» Галия Гавриленко. Сделан головной убор из красного бархата. Его украшает традиционная крымскотатарская вышивка из золотых нитей и бисера.

14.

15.


16.


17. Наряд суфия


18. Тамбур, струнно-щипковый музыкальный инструмент, можно услышать во время суфийских ритуалов


19. Во время длительной медитации дервиши используют специальную палочку, поддерживающую голову


И немного, как говорится, из другой оперы, - реконструкция доспехов воина княжества Феодоро.

20.


21. Реконструкция доспехов русского воина


Стать суфием может любой человек достигший 20 лет и имеющий чистую душу. По его запросу ему позволят начать этот нелегкий путь. Современные суфии - это обычные люди, имеющие семья, работу или собственный бизнес, но ведущие свою жизнь согласно философии.
И на этой позитивной ноте мы покинули музей, оставив в кассе по 150 рублей каждый на его благоустройство. Музей ждет своих посетителей ежедневно с 10 до 18 часов, по адресу: Евпатория, Караева ул., 18. По возможности посетите музей с экскурсией, потому что стены Текие сами о себе ничего не расскажут.

А мы отправились дальше, в сторону Севастополя. Про другие интересные места в Евпатории и окрестностях можно почитать здесь .
По пути сделали остановку на озере Сасык-Сиваш, покормили лебедей.

22.


23.


24.


Следующая остановка - в курортном поселке Николаевка, на побережье Каламитского залива Чёрного моря.

25. Посмотрели на залитое солнцем море


26.


27. И немного погуляли


28.


29.


30.


31.


Мы вкусно пообедали с столовой "Green" и поехали дальше, в Севастополь. А Николаевка проводила нас вот таким жизнерадостным плакатом.

32.


Путешествие продолжается...
Всем добра!

Крым, музеи России, Черное море, Россия, экскурсия, фотографии, автопутешествие, копилка впечатлений

Previous post Next post
Up