Ровно 115 лет назад, 13 июля 1909 года, впервые поднялся в воздух первый относительно удачный и способный летать аэроплан, спроектированный и построенный в Великобритании. Его автором и испытателем (на заре авиации эти роли нередко сочетались в одном лице) был корабельный механик, не имевший инженерного образования, но обладавший конструкторским талантом и интуицией, Эллиотт Вердон Ро.
Свой аэроплан Ро почему-то назвал "Бычим глазом" (Bulls Eye), но он получил более широкую известность под названием "Ро-1" или "Авроплан". Первая часть этого слова образована начальными буквами имени и фамилии авиаконструктора - Alliott Verdon Roe. В дальнейшем Ро сделал акроним Avro названием и торговой маркой основанной им авиастроительной фирмы.
Свой самый первый самолет Ро построил в 1908 году по схеме биплана, то есть с двумя крыльями и слабеньким девятисильным мотоциклетным мотором, но этот аэроплан так и не смог оторваться от земли. Проектируя вторую машину, Ро решил, что крыльев надо побольше, а мотор - помощнее. В результате получилась очень оригинальная машина, которую можно назвать "триплан-тандем", то есть самолет с шестью крыльями сгруппированными по три и размещенными друг за другом.
Между ними в субтильном фюзеляжике треугольного сечения и без обшивки сидел пилот, а внутри передней трипланной коробки стоял двухцилиндровый V-образный мотор воздушного охлаждения JAP мощностью 20 лошадиных сил. С винтом его соединяла понижающая ременная передача и длинный трубчатый вал.
На этот раз количество крыльев и мощность мотора оказались достаточными для взлета. В первой попытке Ро поднялся всего на три метра, но во второй, состоявшейся 20 июля, он взлетел уже на 30 метров и пролетел 900. Это была достаточно серьезная заявка, хотя, самолеты братьев Райт, Фармана, Вуазена и Блерио в середине 1909 года летали гораздо выше, дальше и дольше.
Но начало было положено, А впереди у Ро, так и не получившего высшего образования, было множество удачных авиационных конструкций, в том числе самый распространенный в мире учебный самолет первой трети ХХ века Авро-504, самый массовый английский тяжелый бомбардировщик Второй мировой войны Авро "Ланкастер" и последний стратегический ядерный бомбардировщик английской постойки Авро "Вулкан". За свои разработки Ро был удостоен рыцарского звания. Однако это уже совсем другая история.
На заставке Ро в кабине своего "птеродактиля". Обратите внимание, что на самолете установлен двухлопастный винт, однако, на втулке есть крепления еще для двух лопастей. Их оптимальное количество авиаконструктор определял экспериментальным методом.
В дальнейшем Ро поставил на самолет четырехлопастный винт, увеличил размах передних крыльев и обтянул фюзеляж тканью, разумно решив, что это улучшит аэродинамику. На фото он - справа держится за верхнюю кромку фюзеляжа.
"Авроплан" довольно лихо набирает высоту.
Осенью 1909-го Ро построил второй экземпляр триплана, но уже в декабре разбил его в аварии, сорвавшись на слишком крутом вираже. К счастью, высота была небольшая и летчик-авиастроитель не пострадал. Очевидно, поэтому он выглядит на фото таким довольным.
Современная летающая реплика Ро-1 в манчестерском техническом музее и ее силовой агрегат крупным планом.