Нет, это не ошибка в названии. Не пулемёт, а именно паролёт. Ровно 130 лет тому назад, 31 июля 1894 года начались испытания парового аэроплана, спроектированного всемирно знаменитым изобрететелем пулемета Хайрамом Максимом. В начале последнего десятилетмя позапрошлого века ему надоело оружие и он увлекся идеей создания машины для передвижения по воздуху, вложив в нее огромные деньги. На них он по собственному проекту построил аппарат внушительных размеров, весивший в разных конфигурациях от 3630 до 4000 кг. Этот аэроплан, по замыслу его создателя, должен был возить пилота и двоих пассажиров.
Но оружейная механика и аэродинамика - дисципланы совершенно разные и безмерно далекие друг от друга. Поэтому, будучи гением в одной из них, можно совершенно не разбираться в другой. Несмотря на то, что аэроплан Максима был оснащен двумя исключительно легкими и мощными двухцилиндровыми паровыми машинами, развивавшими в совокупности 360 лошадиных сил, крайне неудачная форма и профиль крыла (а точнее - его отсутствие) так и не позволили ему подняться в воздух.
Солидной мощности силовой установки хватило лишь на то, чтобы частично компенсировать вес аппарата. Это было заметно по глубине борозд, оставленных в грунте боковыми колесами шасси при разбеге. Центральные колеса при этом катились по рельсам.
В дальнейшем Максим многократно переделывал машину, добавляя и меняя местами дополнительные несущие поверхности. Один из вариантов имел, как ангел Серафим, аж целых шесть "этажей" крыльев (см. вверху). Но лучший результат, которого удалось достичь на испытаниях, представлял собой всего лишь подскок на высоту примерно 30 сантиметров и около 50 метров в длину. При этом в воздухе самолет оказался неуправляемым. Его сразу накренило, он "чиркнул" по земле и замер, сломав шасси, один из винтов и нижнюю плоскость.
К тому моменту Максим уже потратил на постройку и доработки машины более 200 тысяч долларов. Даже при его богатстве это была очень внушительная сумма, причем расходы явно не соответствовали полученным результатам. Так и не догадавшись, что надо сделать, чтобы добиться устойчивого и управляемого полета, Максим забросил увлечение авиацией, оставшись в истории "отцом" пулемета, но не аэроплана.
Хайрам Максим держит в руках спроектированную им для аэроплана паровую машину, демонстрируя ее легкость, а заодно и свою незаурядную силу.
Работавший на бензине паровой котел аэроплана Максима, состоявший из множества тонких трубок.
Летательный аппарат Максима в его первоначальном виде перед первой попыткой взлететь.
Аэроплан Максима, переделанный в биплан с дополительным крылом вверху.
Аппарат после очередной переделки, вид спереди и сзади. Теперь второе крыло установлено на уровне пола фюзеляжной гондолы, а к концам верхнего крыла прикреплены дополнительные наклонные плоскости. Деревянные полозья на стойках, размещенные по обе стороны рельсовой колеи, служат ограничителями, не позволяющими самолету взлететь на высоту более полуметра. Таким способом Максим решил обезопасить машину от слишком резкого подъема и последующего падения. Но эти ограничители оказались излишними.
Еще один вариант с прямоугольным, почти квадратным крылом. Как и на других модификациях аэроплана Максима, на нем не видно никаких приспособлений для управления машиной в полете.
Максим и его помощники на поврежденном аэроплане после попытки взлета.