Деревянные крылья советов

Jan 30, 2025 13:41



Ровно 95 лет назад, 30 января 1930 года впервые взлетел прототип советского многоцелевого боевого самолета АНТ-10 (Р-7), разработанный конструкторским коллективом под руководством А.Н. Туполева. Первый этап испытаний выявил ряд недостатков, что, в общем-то, обычное дело для едва ли не любой новой машины. Самолет отправили на доработку, которая завершилась к лету. После этого АНТ-10 успешно прошел государственные испытания. Однако на вооружение его не приняли и в серию он не пошел, а прототип отправили в Среднюю Азию и использовали для почтовых перевозок.

Все дело в том, что летом 1930 года уже выпускался другой самолет аналогичного назначения - поликарповский разведчик Р-5. И хотя сам Николай Поликарпов в это время сидел в "шарашке" по обвинению в шпионаже, вредительстве и подрывной деятельности, его машину предпочли самолету Туполева, казалось бы, находившегося в фаворе у большевиков (его очередь "на посадку" подойдет еще нескоро). Причина - проста как доска: туполевская машина была цельнометаллической, а поликарповская - цельнодеревянной.

Разница в цене и доступности между древесиной и дюралюминием стала решающим фактором, несмотря на то, что металлические машины - гораздо более выносливы и долговечны, чем аэропланы с каркасами из сосновых реек, обшитыми фанерой и ситцем. Тем более, что древесину в те времена не пластифицировали и не пропитывали антисептиками, из-за чего она отсыревала, коробилась и подвергалась гниению.

Еще одним преимуществом туполевской машины было размещение боевой нагрузки внутри фюзеляжа, в закрытом бомбоотсеке, гораздо более выгодном с точки зрения аэродинамики, чем наружные бомбовые подвески Р-5, которые увеличивали лобовое сопротивление иашины, соответственно, снижая скорость. Кроме того, Р-7 имел разборную модульную конструкцию, облечавшую транспортировку и ремонт в полевых условиях. Любой поврежденный модуль легко и быстро заменялся.

Но большевицкое руководство хотело иметь много самолетов в сжатые сроки и за минимальную цену, а вопрос долговечности и ремонтопригодности его особо не волновал. Ведь страна в 1920-30 годы постоянно жила в ожидании войны, как ранние христиане из года в год и со дня на день ожидали второго пришествия.

В результате, Р-5 был растиражирован в количестве более семи тысяч штук и выпускался в течение семи лет, пока не устарел окончательно и безнадежно. В середине 1930-х годов он стал самым распространенным и массовым советским самолетом, а Р-7 так и остался в единственном экземпляре.

Вверху - окраска Р-7 во время второго этапа испытаний. Внизу - фотоснимки прототипов Р-7 и Р-5.









Р-5 синьцзянских, иранских и советских ВВС.

ВВС, СССР, авиация, экономика, Интербеллум, История, политика

Previous post Next post
Up