В Нижнем Новгороде я был с 4 по 7 июля 2014 года.
ОБЩЕЕ
В противовес Стокгольму, откуда я убыл за полтора дня до прибытия в Нижний Новгород и где страдал от скверной погоды, в Нижнем Новгороде всё время была обожаемая мной жара и яркое небо.
Про Россию есть набор уходящих корнями в века стереотипов: медведи и балалайки.
Такого в Нижнем Новгороде не встретил.
А вот из более современных стереотипов встретил два и совершенно сразу: берёзы и шансон. Шансон звучал в магнитоле таксиста, который вёз нас посреди многочисленных берёз.
Таксист долго искал указанный номер дома, нашёл, да вот только не по той улице, по которой надо было.
Это потому, что Нижний Новгород - большой.
А ещё он стоит на двух больших реках: Волга и Ока.
Есть шикарная пешеходная улица Большая Покровская, по которой отлично прогуляться в хорошую погоду.
ДОРОГИ
Транспортная ситуация в Нижнем Новгороде попала в историческую ловушку.
Когда-то главной точкой притяжения горожан был завод ГАЗ (о нём смотри ниже). Но с годами он пришёл в некоторый упадок, а фактический деловой, культурный и прочий центр города сместился за Оку.
И наступили пробки, потому что инфраструктура (мосты, метро, дороги) не была спроектирована под такой расклад.
Ситуация стала улучшаться буквально пару лет назад, с открытием метромоста через Оку и станции "Горьковская", когда и метро наконец-до добралось до центра, и новый автомобильный мост (тот же, по которому ездит метро) помог.
Но тема пробок по-прежнему актуальна и возникает во многих разговорах.
В соответствии с законами физики, накапливая потенциальную энергию в пробках, водители легковушек превращают её в кинетическую на любом свободном участке дороги. То есть гоняют как черти. Не знаю, есть ли тут какая-то именно нижегородская особенность. Но самую аварийную транспортную развязку в России нижегородцы
признают за собой.
НЕОБЫЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
В Нижнем Новгороде есть целых два необычных вида общественного транспорта. Оба - достижения самого недавнего времени.
Во-первых, это канатная дорога, связывающая Нижний Новгород с городом-спутником по имени Бор. Канатная дорога задумана и используется именно как транспорт, а не как развлечение. Однако популярна и среди туристов. Тем более что она мировой рекордсмен по дальности безопорного участка над водой.
Во-вторых, это внутригородской паром. Паром возит, наряду с канатной дорогой, людей между Бором и Нижним Новгородом, но есть и внутригородской маршрут. Правда, очень странный! Никто толком не знает, как он ходит: мужик на причале сказал, что расписание из интернета неправильное, удивился расписанию, напечатанному на его же будке (где было не то, что в интернете), назвал свой вариант, который в итоге не сбылся. Маршрут этого парома - всего один (соединяет две конкретные точки в центре города и на окраине), ходит редко и долго, поэтому перспективы его неясны. Больше похоже на какой-то не вполне удачный эксперимент.
Запомнилась реклама на автобусных билетиках. Причём многоступенчатая: на одном и том же билетике есть реклама суши-ресторана, сам билетик служит сертификатом на подарочный ролл суши, и тут же снизу - "Требуются водители автобусов".
МЕТРО
В Нижнем Новгороде есть метро. Открылось оно чуть позже минского, а вот станций в два раза меньше.
Был забавный случай. Мы ехали от одной конечной до другой. На полпути машинист попросил освободить вагоны и пересесть в другой поезд. Это в порядке вещей. Но вот другой поезд пришёл с противоположной стороны платформы!
Описанные выше транспортные проблемы затронули и метро. Но совсем не в том плане, что оно перестало справляться с наплывом пассажиров.
Совсем наоборот.
Оно было призвано обслуживать в основном завод ГАЗ и вокзал, а они по другую сторону реки от исторического центра.
Поэтому метро оставалось полупустым, потому что до фактического центра города оно попросту не доходило.
Нижегородское метро попало в печальный замкнутый круг: пассажиропоток мал, поэтому поезда ходят с большими интервалами (в середине понедельника поезда мне пришлось ждать дольше 10 минут, и уехал он совсем не полным), а большие интервалы - одна из причин малого пассажиропотока. По мере открытия новых станций ситуация будет постепенно улучшаться, как она уже, по рассказам, сильно улучшилась после открытия "Горьковской".
Станции метро оформлены по-разному, а некоторые почти совсем не оформлены, просто белые стены.
ТОПОНИМИКА
При Советах город назывался Горький (в честь писателя). Затем переименовали, но отголоски прежнего названия кое-где сохранились. Например: Горьковское водохранилище, Горьковский автомобильный завод (официально осталась лишь аббревиатура ГАЗ), Горьковская железная дорога. В действующем международном коде нижегородского аэропорта - GOJ - тоже ясно угадывается неактуальное название города.
Однако, по уверению местного жителя, город никто даже по старой памяти Горьким уже не называет.
Нижний Новгород - красивое, но не очень удобное в обиходе название, целых 5 слогов. Поэтому неудивительно, что его сокращают.
Интереснее, что сокращают его по-разному, жертвуя в устной и в письменной речи разными словами: устно название урезают до "Нижний" (именно так; просто "Новгород" никогда не скажут, или "Нижний", или уж целиком), а на письме - до "Н. Новгород".
И ещё словообразовательная нерегулярность: прилагательное от названия города - "нижегородский", то есть из первого слова исчезает "н", а из второго - "нов".
Несколько любопытных названий улиц:
- Одновременно есть проспект Ленина и есть проспект Ильича.
- Есть улица Июльских дней. Вообще-то тут имелись в виду не вообще благостные июльские дни как таковые, а конкретные революционные июльские дни 1917 года. Но можно понимать как хочешь.
- Есть улица Старых Производственников.
- Есть улица Янки Купалы.
Есть станция метро "Двигатель революции". Названа она так в честь завода, который уже давным-давно так не называется.
Есть продуктовый магазин "Любэ".
ЗАВОД ГАЗ
Знаменитый своими "Волгами" и "Чайками", Горьковский автозавод, он же ГАЗ, с недавних пор уже не выпускает легковых машин собственных брендов.
Причём конец легкового автопроизводства на ГАЗе был странен и бесславен. Последней легковой моделью стала "Волга Сайбер", для производства которой перевезли целый завод из США, и сама модель - почти копия американского Chrysler Sebring. Автомобиль встретил весьма слабый спрос. На этом с нижегородскими легковушками было покончено.
Завод, впрочем, нашёл себе некоторую нишу в коммерческом транспорте, где чувствует себя неплохо. Это известные у нас "Газели".
Любопытно, что маршруток-"Газелей" по Нижнему Новгороду я не наблюдал.
ОБЛАСТЬ
Приходит ли вам на ум город, чьё название начинается с 3 согласных подряд?
В Нижегородской области такой есть: это город Кстово.
В Беларуси есть Берестовицкий район. Его центр - Большая Берестовица. То есть при именовании района слово "Большая" опустили.
А вот в Нижегородской области есть район с центром в селе Большое Болдино, и район назвали - Большеболдинский. Никаких опущений.
На деревьях прямолинейная реклама: "Монтаж сайдинга", "Продам участок", "Забор".
БРАТЬЯ В ОДНУ СТОРОНУ
Занятная штука. Нижегородский гид сообщил, что Нижний Новгород и Минск - города-побратимы.
На сайте администрации Нижнего Новгорода Минск
числится в побратимах, а вот на сайте Мингорисполкома Нижний Новгород -
не числится.
Это было бы возмутительно, если бы это побратимство что-то реальное означало. По-моему, не означает.
МУЗЕИ
Интересен музей завода ГАЗ. Это даже несколько неожиданно, поскольку самые славные дни завода в прошлом. А вот музей - отличный. На двух этажах, один из которых отдан под образцы автомобилей.
Из несколько спрятанных достопримечательностей есть музей, созданный в той самой квартире, где в 80-е годы жил в ссылке академик Сахаров.
Дело в том, что власть хотела свести к минимуму его контакты с иностранцами. А Нижний Новгород (тогда Горький) оказался для этого идеальным местом, потому что до развала СССР город оставался закрытым для иностранцев.