Фрагмент из эссе
"Краткое религиоведение от атеиста. Лекция 1".
Свобода совести. Каждый волен верить во что угодно - в божество, в чёрную кошку, в зелёных человечков, в гадания по звёздам или на кофейной гуще и т.п. Но никто не вправе объявлять свою веру основополагающей или «священной» для всего общества и требовать особого и обязательного к ней уважения. Это только её адепты могут или обязаны считать священной её и всё, что к ней относится. Для всех прочих, кто вправе не верить во всё это, она совершенно естественным образом может являться объектом критики или иронии, а в наиболее одиозных моментах - и осмеяния.
Обыватель ничего не имел бы против религии, если бы те, кому она нужна, справляли бы свои ритуалы в своих молельных домах. Но нет, им надо эти «дома для бога» на самом высоком, видном месте поставить, золотом купола покрыть, колокольным звоном это всё сопроводить, на себя крестики надеть, верующими себя обозначить, выделить себя и своё сообщество, отличить от прочих, объявить свою религию носителем и оберегом нравственности для всего общества. Вот когда они выносят свою идею-веру в общество, делают её публичной и утверждают её истинность, тогда, значит, они делают её открытой и для критики. По-другому быть не может и не должно.
Государственные власти, способствующие утверждению в обществе религиозных идеологий, при наличии в Конституции запретительных статей по такого рода деятельности, совершают государственное преступление. Никакого «споспешествования» этому от имени общества и за государственный, т.е. за наш общий счёт, они оказывать не имеют права. Ритуально-обрядовое функционирование, содержание церквей и их персонала, прочие расходы - всё это должно быть только за счёт добровольных пожертвований их адептов, как это и для других каких-либо сообществ - астрологических, садоводческих, филателистических, кинологических, любителей аквариумных рыбок и т.п. Никакого особого статуса у церкви в здоровом светском государстве быть не должно. Статус у неё такой - «Общество любителей библейских сказок». Владимир Гундяев - председатель этого общества, одного из множества общественных организаций, а не «Патриарх всея Руси» - пусть его так в своём сообществе единоверцы называют-величают. И понятно, что не «одно из первых лиц государства», как сказал как-то о нём диктор ТВ, оговорку такую допустил.