Долгие годы мы пытаемся хоть как-то приблизиться к разгадке менгиров, установленных в разных местах Кабардино-Балкарии. Но чем больше информации собираем, чем насыщенней становится карта, на которой отмечаем выявленные места их расположения, тем четче понимаем: от ответа мы также далеки, как и были вначале двухтысячных, когда стали собирать сведения об установленных вертикально одиночных камнях удлиненной формы.
Именно так в переводе с нижнебретонского (men - камень, hir - длинный) переводится данное слово. Эти камни, врытые на определенную глубину в землю (чаще всего на 70-80 см), отличаются друг от друга прежде всего следами приложения рук человеческих. Одни из них, так сказать, самые примитивные - дикие - совершенно не обработаны. Другие носят следы весьма поверхностного и достаточно грубого обтесывания. Третьи содержат элементы художественного видения.
К последним относится несколько менгиров из Северного Приэльбрусья, которые, по мнению ряда археологов, являются стелами, изготовленными скифами, знакомыми с образцами как киммерийского, так и переднеазиатского искусства.
В частности, археолог Бияслан Атабиев, отмечая определенную условность в определении цилиндрического столба с грубой и предельно лаконичной пластической проработкой верхнего конца как паятника, констатирует: «Изображение выполнено крайне примитивно: контуры носа, бровей и всей нижней части лица обозначены одной непрерывной линией, широкой и глубоко врезанной, образующей замкнутый круг. Глаза показаны посредством двух круглых выемок, а рот - коротким дуговидным желобком. В технике выпуклого рельефа изображена только окантовка нижнего края шлема, а также гривна (?) в виде горизонтального валика вокруг подразумеваемой «шеи». С двух сторон шлема, у «висков», от нижней окантовки свисают два полуовала с точками в центре. Вероятно, это так называемые «наушники» - точнее, приспособления для крепления ремешка от шлема».
И далее: «На наш взгляд, это (головной убор - авт.) не что иное, как ассирийский шлем с короткими боковыми ушками для ремешка, посредством которого шлем держался на голове воина. Появление таких шлемов на Северном Кавказе исследователи датируют временем либо «не ранее конца VIII в. до н. э.», либо «не позднее рубежа VIII-VII вв. до н. э.» . Думается, эти ориентиры дают некоторое основание предварительно отнести данное изваяние к началу VII столетия до н. э.».
Но означенный возраст не применим к другим мегалитическим памятникам (менгиры входят в их число) - по сути, первым рукотворным сооружениям, дошедшим до нас. И если еще совсем недавно их датировали III - началом II тысячелетия до н. э., относя к культуре позднего неолита и раннего бронзового века, то сегодня все больше сторонников у теории более древнего происхождения - вплоть до четвертого-пятого тысячелетий до нашей эры.
Но не возраст главная загадка менгиров, а их предназначение. Многие ученые связывают вертикально установленные камни с погребальным культом, что объективно отвечает нашему восприятию, но противоречит фактам. Дело в том, что рядом с менгирами не отмечено следов погребений. Речь ведем только о Кабардино-Балкарии и соседствующей с ней в горных верховьях Карачаево-Черкесии. Правда, археологических раскопок как таковых в этих местах не проводилось, но визуальный осмотр не подтверждает наличие захоронений. Как не свидетельствует о них и современная изыскательская техника - в частности, индикатор геофизических аномалий, позволяющий определять местонахождения человеческих останков и предметов на глубине до 3 метров.
Не находит в нашем случае подтверждения и то, что менгиры использовались как инструмент определения времени астрономических событий. Как одиночные, так и групповые они не позволяют сделать вывод, что по их расположению можно было вычислять, допустим, периоды солнцестояния и равноденствия.
Тогда что же? Привязка к местности (определение границ)? Но даже предположительные ответы на вопросы «кем, зачем и когда» загоняют эту версию в тупик. Как и ту, что менгиры служили ориентирами путешественникам: некотрые из них установлены далеко от троп и путей, в местах, куда люди попадали достаточно редко. А уж-то, что многие камни сгруппированы на небошльшой площади, окончательно выбивает почву из-под географической версии.
Остается сакральный смысл установки мегалитов. Мы уже говорили об этом, рассказывая о «воине» из Северного Приэльбрусья. Вот отрывок из того, десятилетней давности, материала: «…Обхватив менгир, закрыв глаза и постояв так несколько минут, один из авторов этих строк вдруг почувствовал, как какая-то неизвестная энергия проходит через него - словно тысячи иголок закололи по всему телу, а само тело завибрировало, готовое взлететь, оторваться от земли».
Возможно ли, что менгиры устанавливали на местах силы, которые известны были людям, проживавшим в те времена? Этим летом мы побывали в самых разных местах Кабардино-Балкарии, где сохранились менгиры. С группой баксанских ребят - энтузиастов-краеведов, тон в разысканиях которых задают Мухамед Маршенкулов, Анзор Кармоков, Арсен Хасаналиев - в местечке, называемом Чабак-кул, что в Северном Приэльбрусье, с егерем из Зольского района - на плато Канжол. Пробыли в этих местах достаточно долго; в Северном Приэльбрусье даже вновь установили поваленный менгир, что потребовало достаточно больших усилий - камень весьма внушительный. И вот что интересно: все наши спутники отмечали необычную тишину этих мест, чувство спокойствия и умиротворения. Кстати то, что менгиры, которых обхватывали руками, словно вибрируют, чуть ли не дрожат, ощутили также практически все.
Веротянее всего, для мест, где установлены данные камни, характерна какая-то особая энергетика. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что через какое-то время трое из нашей команды одновременно почувствовали головную боль, правда, в тот момент, связав ее с переутомлением - уж очень тяжело и долго было добираться до этих (речь о Северном Приэльбрусье) мест. Но самое интересное: переутомления-то не было, и даже поздно вечером, когда мы вернулись домой после поездки длиной в 370 километров, половина из которых пришлась на бездорожье, оно не ощущалось. Когда другие подобного рода путешествия выматывали так, что хотелось лишь одного - поскорее добраться до постели, чтобы дать покой уставшему телу.
Понятно, речь идет сугубо об индивидуальном восприятии, но тем не менее.
В интернете, знакомясь с материалами, касающимися менгиров, нашли такой пассаж: «Исследования последних лет показали, что расположение менгиров на территории биолокационных аномалий линейного типа обусловлено тектоническими разломами земной коры, по которым перетекает энергия, оказывающая определенное воздействие на человеческие организмы. В древности менгиры использовались для проведения ритуалов и целительных обрядов». Это воздействие почувствовали и мы.
P.S. А вот какое подтверждение того, что менгир из местечка Чабак-кул скорее всего расположен именно на подобного рода разломе, мы только что получили. По нашей просьбе ребята, недавно побывавшие в Северном Приэльбрусье, провели замеры с помощью простейших приборов (TriField Natural EM Meter; K-II EMF Meter) и обнаружили, что они весьма активны. Более того - свидетельствуют об аномалиях, не характерных для этих пока еще девственно-чистых от веяний цивилизации мест.
Впрочем, ведь и техника может ошибаться.
А поэтому хочется верить, что когда-нибудь мы получим убедительный ответ на вопрос о чем сигнализируют через тысячелетия менгиры Кабардино-Балкарии...