Имя Жабаги Казаноко (1864-1750) - народного мудреца, гражданского реформатора, дипломата - широко известно на Кавказе. Образ его, читаем в монументальном труде «Сказания о Жабаги Казаноко», вошел в устное творчество многих народов Северного Кавказа как эталон мудрости, справедливости и рыцарской доблести и до сих пор продолжает оказывать благотворное влияние на мышление и поведение людей.
После смерти Жабаги разноязыкие племена региона стали причислять его к своим этническим героям. Существует балкарское предание, согласно которому Чегемское и Баксанское ущелья оспаривали честь считаться родиной мудреца. Три населенных пункта Кабарды - Заюково, Аушигер и Кенже - считают его свои земляком (в разные годы своей жизни мудрец проживал в этих местах), но родился он все-таки в одном: в поселении, на месте которого находится нынешнее Заюково: на правом берегу Баксана, под Желтой горой, что лежит напротив устья реки Гунделен. Недалеко отсюда обрел он и свой последний покой.
Но до последнего времени место захоронения было неизвестно. Вернее будет сказать - неизвестно официальной науке; местные же жители передавали сведения о нем из поколение в поколение. Нальчикские краеведы-исследователи Мария и Виктор Котляровы решили найти его.
Рассказывает Виктор Котляров:
Опросив десятки людей, подняв исторические источники, архивные материалы, мы выяснили, что над селением Заюково, с правой стороны Баксана есть место, которое и сегодня называется именем мудреца: Казанокъуей кумб - поляна Казаноко. Здесь, на пригорке, стоял его домик, здесь он был и похоронен, именно сюда приходили люди, сохранившие паямять о своем великом соплеменнике.
Считая, что столь знаковая личность, каким был Жабаги, живший со временем в ладу, творивший и в малом и большом для будущего, достоин постоянного уважения и памяти потомков, мы предложили провести молекулярно-генетическую экспертизу. И если она подвердит их предположение - перенести прах выдающегося общественного и политического деятеля из этого заброшенного и не посещаемого людьми уголка.
К сожалению, наше предложение так и не было услышано теми, кто по долгу службы должен был отреагировать, предложив пути восстановления исторической несправедливости, допущенной потомками. Но на его отреагировали простые люди - заюковские парни, решившие установить памятники (рядом с мудрецом захоронена и его супруга) на месте захоронения своего великого земляка. Нашли спонсоров, на деньги которых изготовили два мусульманских памятника из розового туфа.
Судьбе было угодно, что в это же время на ребят вышли потомки Жабаги из Карачаево-Черкессии и Адыгеи. Ведь только в ауле Зеюко, что в Хабезском районе Карачаево-Черкесии, основанном Казаноковыми, выходцами из кабардинского Заюково, прибывшими сюда в начале XIX века, проживает около 500 потомков мудреца. Есть они и в Адыгее, а вот в Кабардино-Балкарии их практически не осталось.
Одним словом, народная инициатива, благодаря молодым людям стала набирать обороты. Для того, чтобы добраться до Казанокъуей кумб, пришлось выезжать на это место неоднократно - нанимать трактор и обновить горную дорогу; расчистить площадку, на которой располагался домик, спилить ветки дерева, нависающего над ним. И дождаться погоды, которая позволит ощутить происходящее как праздник для всех, кто примет участие в этом святом деле.
К 7 апреля все было сделано и все сошлось: десятки людей собрались у памятника Жабаги, установленного в центре селения Заюково. Среди них солиднейшая делегация из Карачаево-Черкессии - более тридцати представителей фамилии Казаноковых приехали за свои средства, чтобы отдать должное мыслителю, чье имя продолжает жить в народной памяти. Среди них и Казаноковы из Адыгеи.
И вот стелы погружены, кавалькада машин с трудом преодолевает дорогу, петляющую по горе - даже вездепроходимые «пазики» приходиться брать на буксир. Желающих выкопать яму под установку памятников не перечесть, также как и тех, кто переносит массивные туфовые стелы. И тут происходит поистине чудо - в месте для ямы, которое выбрали произвольно, лопата выворачивет человеческие кости. Чьи они? Весьма возможно, что Жабаги. На это должна ответить молекулярно-генетическая экспертиза, тем более, что есть с кем сравнивать.
Уже после установки памятников, собравшиеся еще долго не расходились - подходили к стелам, поглаживали их руками, фотографировались на их фоне. Приобщением к прошлому, к истории, ее вершинам духа стала народная инициатива, проявленная теми, кому близко и дорого имя Жабаги.
У причастных к неординарному событию большие планы: последний приют мудреца будет облагорожен: Казбек Каззаноков на личные средства планирует возвести здесь навес, установить на его крыше солнечные батарем, чтобы в ночное время из Заюково, с трассы, ведущей по Баксанскому ущелью, было видно сияющее в темноте имя: Казаноко.
Мудреца, чье слово всегда будет слышно и значимо.