Умный жж

Jun 04, 2012 18:28

Еще в сессию писала эссе "Что мы делаем с нашими детьми". Но так как писала в сессию, то не успела и, видимо, закрыла страницу. А тут открываю, а он черновик сохранил. Голова!
Несколько слов о самом жанре. Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») - литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

А что же на самом деле? Делаем мы со своими детьми. Где-то читала, что с первым ребенком мы исправляем ошибки родителей, со вторым свои. Возможно, на третьем уже наконец-то останавливаемся исправлять ошибки и начинаем просто любить своего ребенка, потому что он просто есть и он наш. Но точно не знаю, у меня пока двое.

И больше всего эта разница чувствуется на первом году жизни малыша. И не только первом годе жизни ребенка для самого ребенка, а еще и для самой молодой семьи и, в частности, молодой мамочки. Возвращаясь к теме - а что мы делаем с ребенком в первый год (день, час, вздох) его жизни?

Представьте картину. Молодой папа забирает мамочку с малышом из роддома. Они уютно устраиваются на заднем сидении, малыш сопит, моментально засыпает в машине - все хорошо. Приезжают домой, разворачивают дитя. Тут, как правило, папа первый раз слышит и видит, что его ребенок бывает не только ангельски спокойным, но и достаточно громким. Но! Он быстро засыпает и опять все хорошо. Папа убегает на работу (он же отпросился на пару часов), возвращается в семь вечера. Все опять хорошо. Но вот наступает ночь, все хотят поспать, а малыш начинает плакать, папа удивлен, мама расстроена и вот тут (если этого не произошло раньше) мама неосознанно пока начинает принимать решение, как же начать воспитывать своего ребенка. Вот он заплакал. Взять его на руки сразу или подождать? А если подождать, то сколько подождать? А если взять сразу, то грудь дать или три часа выждать? И вот она эти вопросы себе задала, но ответов пока нет. И она начинает их искать. Некоторые приходят сами.

В смысле сами приходят бабушки и дедушки и другие «опытные» родственники, которые «точно знают». Потом мама вспоминает, что на курсах рассказывали, что пустышка - не всегда выход. И мама начинает искать информацию. И находит, что лучше всего грудное вскармливание и лучше всего по требованию. Но в голове стоят слова свекрови «не надо, чтобы часто грудь сосал, отучай» или участкового педиатра «кормить надо по требованию каждые три часа». Мамочка мечется, что же сделать, как поступить, чью принять точку зрения. А тут еще недосып и гормоны. Сейчас информации много. Проштудированы Сирзы, изучена Цареградская. И тут происходит страшная вещь. Мама понимает, что она…неидеальная мама. Это очень мощное и неприятное осознание. Вернее, пока это робкая мысль, которая растет с каждым днем и набирает вес. Все идет привычным ходом. Ребенка купают, кормят и гуляют. Но у мамы есть сомнения, что она все делает правильно. А ведь надо правильно. И она старается. Изо всех сил стареется. В полгода несет малыша на эстетические занятия в детском центре. И вроде вот оно - приблизилась к «идеально маме». А там другая мамашка возьми и расскажи, что они пальчиковыми красками рисуют. Ой, что же это делается, а мы до сих пор не купили. Срочно отправить папу в магазин за красками. Да надо какие-нибудь еще покруче купить краски, чем у тех. Дальше - больше. На следующем занятии продвинутой мамаше сообщается, что «а наш уже из пластилина лепит». Теперь черед уже той мамочке засуетиться.

А теперь вспомним о нашем основном. Так сказать, объекте. Нашем малыше и подумаем, что мы в этот момент с ним делаем? А он, вот именно, что объект. Всего лишь объект для наших манипуляций и отработок техник. «Идеальная» мама же никогда не признается, что ей хочется в интернете посидеть, ведь она обставит все так, что она там исключительно информацию для ребенка ищет. Этакая сублимация по Фрейду.

Почему родителям так сложно? Почему хочется быть идеальными? Откуда этот перфекционизм? МИчто будет дальше?

А дальше малыш начнет взрослеть. И гонка умений и навыков в соревнованиях с соседскими детьми будет ускоряться в геометрической прогрессии. А ваш заговорил? Пошел? Сел? Читает? Пишет? И так далее. И складывается впечатление, что за деревьями мы не видим леса.  Ребенок для родителей становится чем-то вроде новой дорогой машины. Им нужно гордиться (читай: хвастаться, лицом в грязь не ударить). Его истинные потребности, по большому счету, никому не нужны. Важно, что он нам может дать в глазах окружающих. А дальше дело усугубляется садом, а потом школой. Где нам особенно хочется, чтобы наш малыш был лучшим. Ведь у нас все самое лучшее.

И здесь же встает дилемма: если у нашего ребенка конфликт с учителем/воспитателем - как поступить, на чью строну встать?  ведь наш малыш должен быть еще и удобными. Еще один бич советского прошлого: дети не должны мешать чужим взрослым. Попробуй наш ребенок запеть в автобусе, или разбежаться в поликлинике. Тут же зашипит разгневанная мать. А что за проблема? Ну как же! Ребенок неудобен. Я говорю не за всех, к счастью, большая часть родителей сейчас мыслит по-другому. Но этот «большой свин», как у Клода Штайнера, вылезает частенько даже у тех, кто вроде бы пытается с собой бороться.

Да, мы все в той или иной степени воспитаны «в строгости». Нам гроздьями навешивались стереотипы про хлеб, дружбу, Родину, отношения, любовь. Часть из них были вполне хорошими и полезными. Но большую часть хочется вырезать под корень, потому что это неимоверно мешает жить. И мы начинаем бессознательно делать то же самое из наших детей себя. Мы этого не хотим, мы себе часто не нравимся (тоже наследие былых времен), но, тем не менее, мы методично лепим из своих малышей себя. Причем чем старше дети становятся, тем мы более смело используем приемчики наших родителей на наших детях. Причем опять же неосознанно. Вот это самое ключевое слово во всем этом рассуждении. Неосознанно. Установки родителей, Общества, педагогической систем и системы здравоохранения проникают в мозг. И родители не понимают, что они управляемы.

Когда же придет время остановится? Я думаю, что для тех, кто об этом задумался, уже пришло это время. И дело стало за малым - нам самим научиться любить и понимать себя. Тогда истинная любовь и понимание наших детей придет само.

Previous post Next post
Up