Если вашему ребенку 1, 2 или 3 года, и вы пытаетесь выбрать малышу его первый конструктор, а также ищете варианты как разнообразить свои игры с Лего, чтобы извлечь максимальную пользу, то этот пост для вас!
Если бы меня спросили, какую игрушку я считаю самой развивающей после пластилина, мой ответ был бы однозначным - конструктор Lego!
Я хочу поделиться с вами своим опытом развития ребенка при помощи Лего.
Из моего поста вы узнаете:
* ПОЧЕМУ ИМЕННО ЛЕГО Я СЧИТАЮ САМЫМ ЛУЧШИМ?
* КАКИЕ ЕСТЬ СОВМЕСТИМЫЕ С НИМ АНАЛОГИ?
* ЧТО КУПИТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?
* КАК РАЗНООБРАЗИТЬ ИГРЫ С ЛЕГО И СДЕЛАТЬ ИХ МАКСИМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИМИ?
Наверное уже всем известно, что при помощи Лего у ребенка отлично развивается моторика (что особо отмечают даже детские врачи), глазомер и творческое начало. Но это далеко не полный список того, что можно развить в малыше при помощи игр с конструктором. Именно об этом я и хочу сегодня написать.
Надеюсь, что мой пост будет интересен всем и привнесет в ваши игры еще больше разнообразия и пользы :) Ведь только благодаря покупке конструктора ваш малыш не станет более умным или ловким, Lego - эта та игрушка, которую нужно не только правильно выбрать, но и грамотно "подать".
ПОЧЕМУ ИМЕННО ЛЕГО? КАКИЕ ЕСТЬ АНАЛОГИ?
Почему именно Лего? Существует ведь и множество других конструкторов-аналогов Лего. Я держала в руках конструкторы многих фирм, читала многочисленные отзывы на форумах среди "профи" по конструкторам, а также для сравнения даже приобретала наборы разных производителей - Лего, Мегаблокс, Юнико и Кроху (по поводу последнего - вот уж действительно "скупой платит дважды" :) )
Как ни крути, Лего самый добротный! Это хорошо заметно при сравнении с конструкторами других фирм. Разнообразие и функциональность его деталей поражают! Качество каждой финтифлюшечки на высшем уровне.
К сожалению, многие конструкторы-аналоги (например, тот же Кроха) не обеспечивают прочность постройки или же затрудняют модификацию уже готового сооружения. Это происходит из-за того, что одна часть деталей очень плохо сцепляется, а другая часть сцепляется настолько сильно, что даже взрослому человеку приходится прилагать немалые старания для их разъединения... Кроме того, для изготовления деталей многих других дешевых конструкторов иногда используют пластмассу низкого качества - зачастую она имеет неприятный запах, буквально крошится при надавливании, имеет зазубрины, о которые можно легко поцарапаться. Лично для себя я сделала вывод, что дешевые конструкторы - одно мучение и риск для здоровья.
Из всех аналогов Лего, с которыми мне довелось столкнуться, более-менее хорошо показали себя конструкторы Мегаблокс и Unico plus. Хотя и они уступают Лего по качеству, функциональности и разнообразию деталей.
А еще я вам хочу открыть страшную тайну
- некоторые наборы Мегаблокс (с пометкой "3+"), а также некоторые наборы Unico plus (от 1,5 до 5 лет) идеально совместимы с деталями конструктора Лего Дупло. Существуют также и несколько других совместимых с Лего Дупло конструкторов, но они настолько плохого качества
, что их названий я даже озвучивать не буду.
ЧТО КУПИТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?
Для детей в возрасте от 1 года до 4-5 лет идеальным конструктором является Лего серии ДУПЛО (LEGO DUPLO). Детали этой серии конструктора среднего размера, они являются безопасными и очень удобны для первых построек. На каждой коробке этой серии вы встретите вот такой дополнительный логотип c зайчиком:
Если вы намерены получить реальную пользу от конструктора, то очень прошу вас не ограничиваться покупкой только одного какого-либо тематического набора, т.к. с ним одним действительно мало что можно сделать. Реальный развивающий эффект и удовольствие от игры будет только в случае, если ваш ребенок и его воображение не будут ограничены несколькими детальками.
ИТАК, ЧТО НУЖНО КУПИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО:
1) Большую строительную пластину и/или несколько небольших пластин.
Это основа, фундамент - без пластин вы не сможете построить ничего средне- и крупномасштабного. Кроме того, всем вашим постройкам будет не на чем держаться при ролевой игре - они будут неустойчивыми, быстро ломаться и вызывать раздражение. Как вы понимаете, о пользе таких игр говорить не приходиться.
Зеленая большая строительная пластина в
ОЗОН Набор небольших пластин в
ОЗОН 2) Набор стандартных базовых кирпичиков (основных элементов) Лего.
Надо отметить, что в обычных тематических наборах (о которых мы поговорим в следующем пункте) настолько мало базовых обычных кирпичей, что построить из них что-то выходящее за пределы вариантов, предусмотренных авторами конкретного набора, практически невозможно.
Так что стандартные кирпичики без определенной тематики - безусловный маст-хэв!
Встречается несколько наборов с базовыми кирпичиками. Они отличаются количеством входящих в них деталей, самими деталями.
Основные элементы Лего в
ОЗОН Огромная коробка в
ОЗОН 3) Почти любой тематический набор Лего (и лучше не один) в соответствии с интересами вашего ребенка.
Тематический набор также нужен в обязательном порядке, поскольку играть только среди одинаковых кирпичиков совсем не интересно. В тематических наборах вы найдете множество самых разнообразных элементов для построек, а также лего-животных и лего-человечков, которые существенно оживят ваши ролевые игры.
Обычно чем дороже набор, тем больше в нем нестандартных элементов. Учтите это при покупке!
Эти и прочие конструкторы серии Лего Дупло вы найдете в
Озон РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ЛЕГО ДУПЛО С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ
Маленькая предыстория. Немного расскажу о том, как дела с Лего обстояли в нашей семье. Мы купили первый конструктор Лего нашей дочке, когда ей было чуть меньше 1,5 лет. Конечно же, строить у нее самой сначала не получалось, а все ее внимание было направлено на присутствующих в наборе животных. Она с ними с удовольствием играла и даже спала. Я подкупила еще один набор и стала строить для дочки сама - домики для животных, гаражи, лестницы, мостики, башенки... Ребенок моментально втянулся в ролевые игры! Мы начали обыгрывать целые сюжеты в этих постройках! Через какое-то время дочь мне начала помогать в "строительстве", а затем уже у нее появились и первые самостоятельные постройки и игры.
Честно говоря, изначально я не предполагала использовать конструктор как-либо иначе, чем просто для строительства и развития моторики. Но в процессе наших с дочкой игр, я поняла, что Лего может быть использован для самых разных целей. Я вдруг обнаружила в нем неведомый мне прежде потенциал. Теперь я уже стала строить не просто так, теперь я строила с определенной целью обучить ребенка чему-нибудь новому.
Иногда встречаю мам, которые пишут примерно следующее: "мой ребенок не хочет заниматься по развивающим пособиям, не дает даже книжку открыть", "мой ребенок не понимает задания в книге", "моему малышу задания из книжки на логику не интересны". Для детей таких мам Лего особенно полезно.
Если ребенок или не любит книги, или чего-то не понимает из заданий в них, или если вы хотите закрепить или усложнить задания из книжки - берите Лего! Ведь конструктор - одновременно и прекрасная альтернатива, и прекрасное дополнение занятий по развивающим пособиям.
ВАРИАНТЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
Благодаря "правильным" ролевым играм, ваш ребенок незаметно для себя самого сможет освоить неимоверное количество материала.
1. Изучаем предлоги
Я не знаю более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором.
Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая), например, что во время прогулки собачкапонюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т.д. Если за время игры некоторые действия повторить неоднократно и с разными героями - ребенок усвоит предлоги на раз-два-три :)
Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог в каком месте можно обыграть.
И пусть сюжет вашей игры может быть не очень разнообразным, возможно какие-то моменты даже будут повторяться снова и снова, но знание того, что вы не просто так убиваете время, а обучаете ребенка, будет придавать вам сил и распалять и ваше воображение :)
Я помню как мы обыгрывали с дочерью (ей на тот момент было чуть больше года) сюжет о том, как кошка (ею управляла я) убегала от собачки (ею управлял ребенок) - по 20 раз моя кошка нарезала круги ВОКРУГ дома, забиралась то НА крышу дома, то НА дерево, то ПОД лестницу. А т.к. ребенку этот сюжет очень нравился, то пришлось в него играть несколько дней! Хорошо также шел вариант игры в прятки между Лего-человечками в наших постройках.
2. Изучаем понятия: маленький-большой, высокий-низкий, узкий-широкий, длинный-короткий, близко-далеко, слева-справа
Здесь от вас потребуется соорудить однотипные вещи, но с каким-либо явным отличием друг от друга - в зависимости от признака, который вы хотите освоить при игре.
Примеры:
- высокую башенку для медвежонка, низкую для зайчика,
- большой домик для человека, маленький для собачки,
- узкую дорожку для мальчика, широкую для машины и т.д.
Обыгрываем эти понятия в ролевой игре. Только не за один раз, а постепенно. Возможно также, что последние 2 пары понятий будут доступны ребенку не ранее 2х лет.
3. Изучаем конструкцию домов-сооружений и осваиваем счет
Многие вещи "в живую" в силу своих размеров очень сложно объяснить и показать ребенку, даже если он сталкивается с этим в повседневной жизни.
Я обожаю Лего за то, что с его помощью все можно сделать максимально наглядным и понятным.
Можно построить различные дома, но обязательно в них должны быть какие-то элементы, которые мы хотим выучить. В вашем домике может быть ярко выраженный ФУНДАМЕНТ (цоколь), а также БАЛКОН, КРЫЛЬЦО, лестница, крыша, АРКА, ТРУБА, КАРНИЗ, КОЗЫРЕК, КОЛОННА и т.д.
Кроме того, полезно строить многоэтажные дома - ДВУХЭТАЖНЫЕ, ТРЕХЭТАЖНЫЕ и т.д. Каждый этаж можно обозначить ЦИФРОЙ. Для этого можно использовать кубики из наборов Лего с уже нарисованными на них цифрами. Если же у вас нет такого набора, то цифры можно просто нарисовать или приклеить на скотч на подходящие для этого кирпичики.
Только не забудьте озвучивать это все во время ролевой игры!
Пример игры: Саша ждет Машу на КРЫЛЬЦЕ, а Катя вышла в это время на БАЛКОН полить цветы. Потом все ребята пошли погулять во двор и тут начался дождь. Все разбежались кто куда - Саша с Машей спрятались под АРКОЙ, а Катя стоит под КОЗЫРЬКОМ. Дождь прошел, а никто не промок. Далее они вместе погуляли-поиграли и пошли в гости к Кате на ТРЕТИЙ ЭТАЖ чай пить, а потом к Саше на ВТОРОЙ - рисовать и т.д.
4. Изучаем цвета
Детали Лего очень разнообразны по цветам и оттенкам. Грех этим не воспользоваться в наших развивающих целях :)
Первый вариант игры - делаем различные постройки, но с таким условием, что каждая из них - какого-то одного цвета: ЖЕЛТЫЙ домик для Сережи, РОЗОВЫЙ для Кати и т.д. Если не хватает кубиков одного цвета на домик, то строим скамеечку, кроватку и т.д. Обыгрываем в ролевой игре.
5. Первые самостоятельные постройки малыша - башенки, дорожки, лесенки.
Многократно (но не навязчиво!) в процессе игры показываем ребенку различные варианты построек, между делом побуждаем малыша "поставить кирпичик вот сюда" или "прижать сверху вот здесь".
Если малыш проявляет инициативу, даже когда построенная им дорожка немного кривовата, радуемся вместе с ним
.
ВАРИАНТЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
В отличие от ранее приведенных, следующие игры уже не столько на освоение понятий, сколько на развитие памяти, внимания, логики.
6. Игра "Найди лишнее"
Эта игра на логику. В ряду подобных вещей надо найти лишний предмет.
Мне удобнее проиллюстрировать данную игру фото. Итак, найдите лишнее:
7. Игра "Кого не хватает"
Эта игра на память. Выкладываете перед ребенком какой-нибудь набор предметов (лучше берите Лего-животных). Ребенок смотрит на них и пытается запомнить. Потом отворачивается, а вы один из предметов прячете. Ребенок должен посмотреть на тех, кто остался и вспомнить кого не хватает. Играя в первый раз, возьмите 3 предмета. Если ребенок быстро справился с заданием, то усложняйте игру, увеличивая количество предметов - 4, 5, 6...
8. Игра "Хватает-не хватает-лишнее"
Это математическая игра. Берем какое-то количество Лего-животных и какое-то количество (чуть меньше, либо больше, либо аналогичное) кирпичиков. Количество животных и кирпичиков берем в пределах чисел, до которых ваш малыш уже освоил счет.
Ребенок должен ответить хватает ли кирпичиков на всех зверей (поровну ли их), есть ли лишние или кому-то не досталось кирпичика. Кирпичик в данной игре можно условно назвать кусочком печенья и т.п. Для того, чтобы ребенок правильно мог назвать ответ, вы наглядно показываете, как кирпичики распределяются между животными.
9. Игра "Найди не такой предмет"
Ребенок должен выбрать фигуру от противного, т.е. не удовлетворяющую определенным признакам.
Пример: среди этих деталей нужно выбрать кирпичик не самый длинный и не белый.
10. Учимся сравнивать предметы по величине и располагать в определенном порядке
Например, строим несколько башенок (штуки 3-4-5) разной высоты. Ребенок должен их расположить в правильном порядке от самой высокой к самой низкой (или наоборот).
По такому же принципу и другие постройки или же просто отдельные детали - от самой длинной к самой короткой, от самой широкой к самой узкой.
11. Игра "построй логический ряд"
Ребенок должен продолжить начатый логический ряд.
Опять-таки без фото не обойтись:
Конечно же, развивающие игры должны ребенку нравиться, только в этом случае будет хороший эффект. Скажу вам больше, ребенок даже не должен догадаться, что происходит обучение, для него это все должно быть просто увлекательной игрой! Никакого назидания и поучений!
Если же вам и наших игр показалось мало, то вы можете ознакомиться также и с играми, которые представлены на официальном сайте Лего
здесь, а также играми, которые ранее были представлены на официальном сайте
здесь и
здесь.
==
Текст данного поста является моей личной интеллектуальной собственностью.КОПИРОВАНИЕ ЭТОГО ПОСТА ЗАПРЕЩЕНО (как и прочих моих записей)! Если вы хотите поделиться информацией с другими людьми, то просто дайте им ссылку сюда.