Очень адекватная статья Юриста. Рекомендую.
Ассоциация с ЕС или Таможенный Союз? Налоговые преимущества
Оба варианта развития событий могут быть интересны украинскому бизнесу. Но самым выгодным был бы вариант трехстороннего соглашения
Кабмин решил не подписывать cоглашение об ассоциации с ЕС, по крайней мере, на вильнюсском саммите. Одновременно с приостановкой евроинтеграции возобновился активный диалог с Россией относительно активизации торгово-экономических связей. Это значит, что мы, вроде, и не против вступить в Таможенный союз, но при этом не исключаем возможность подписания соглашения с ЕС в 2014. Вся эта неразбериха напоминает футбольное поле. С одной стороны - ворота Евросоюза, с другой - России. Украина - как мяч, который катится то в одну, то в другую сторону. В данной ситуации важно понять, что мы получим от попадания в каждые из ворот.
Рассмотрим, какие выгоды от ассоциации с ЕС возможны в разрезе построения украинского бизнеса с участием нерезидентных компаний:
- Полная отмена экспортных пошлин. Договор об ассоциации содержит раздел о взаимной отмене пошлин, сборов и платежей при поставках товаров из Украины в ЕС и наоборот. Беспошлинный доступ к одному из самых больших в мире рынков может создать новые возможности для экспорта украинских товаров, особенно для украинских компаний, поставляющих в Европу сырье и полуфабрикаты. Для них это означает увеличение производства. Кроме того, отмена пошлин - это свободное передвижение товаров и обеспечение возможности предоставления украинской стороной услуг для европейских компаний, а также повышение инвестиционной привлекательности украинских производителей, что стимулирует развитие давальческих схем.
- Упрощение таможенных процедур сохранит миллионы евро таможенных тарифов, а реальная возможность ускорения таможенных процедур за счет проведения совместного контроля на границе станет еще одним аргументом в пользу выбора украинской компании-контрагента для операций импорта/экспорта.
- Либерализация режимов иностранного инвестирования может дать толчок увеличению объемов инвестиций из стран-членов ЕС в экономику Украины и открывает существенные долгосрочные перспективы. Ассоциация может упростить движение капитала из Украины в ЕС и обратно и стимулировать приток нерезидентных инвестиций.
- Интеграция финансовых рынков Украины и ЕС. Условия ассоциации предполагают, что в Украине появятся филиалы западноевропейских банков и других финансовых учреждений. Это, безусловно, повлияет на условия открытия счетов для резидентов Украины в зарубежных банках и на возможности работы с западноевропейскими биржами. Резиденты, как юрлица, так и физлица, получат доступ к кредитам/депозитам/платежным картам зарубежных банков. В свою очередь, изменится процентная политика украинских банков, которые будут привлекать депозиты и выдавать кредиты по европейским ставкам. Вероятно также появление новых стимулов роста украинского фондового рынка.
- Возможность инвестирования в зарубежные предприятия. Украинские компании смогут открывать в ЕС филиалы/дочерние предприятия, которые смогут работать на тех же условиях, что и местные компании. Возможность эта интересна как физлицам-резидентам (что касается вероятного трудоустройства и связанных с этим льгот), так и юрлицам (как дополнительная опция налогового планирования).
Минусы ассоциации довольно детально описаны противниками евроинтеграции. Среди основных:
- Снижение производства из-за высоких стандартов ЕС.
- Девальвация гривни из-за уменьшения экспорта в страны торгового союза и увеличения импорта из ЕС.
- Рост цен. В частности, это касается цен на электроэнергию и газ украинской добычи.
- Безработица из-за падения отечественного производства.
Объективные риски есть и, прежде всего, в ближайшем обозримом будущем. Их действительно много, но они могут быть краткосрочными при правильной адаптации, предусмотренной самим Соглашением. Ведь конкурентоспособные предприятия сразу же смогут воспользоваться преимуществами ассоциации, в то время как доходность других компаний сначала может снизиться из-за усиления конкуренции. Но после адаптационного периода, при стимулирующем инвестиционном климате (что не только возможно, но очень даже вероятно) такие предприятия тоже смогут воспользоваться преимуществами ассоциации.
О каких же выгодах можно говорить при Таможенном союзе с Россией?
- Возобновление производственной кооперации, которая гарантирует массовое трудоустройство и сохранит "жизнедеятельность" старых отлаженных схем налогового планирования.
- Открытие новых выходов на рынок стран Таможенного союза, которые упразднят существующие таможенные ограничения и будут интересны ряду производственных отраслей при построении экспортных схем.
- Россия - богатый инвестор.
- Новый виток развития бизнеса с Китаем, что станет возможным из-за аннулирования внутренних границ между странами ТС.
В дополнение Украина получает ряд минусов, которые значительно ограничивают развитие и модернизацию украинского бизнеса:
- Увеличение пошлин на импорт из остальных стран в полтора-два раза.
- Значительная экспансия российского бизнеса.
- Отсутствие возможности контролировать размер таможенных пошлин.
Оба варианта развития событий могут быть интересными для реструктуризации украинского предпринимательства. Но самым выгодным был бы вариант негласного трехстороннего соглашения, о котором, кстати, уже говорили в Кабинете министров. Украина подписывает соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС, что активизирует украинский деловой сегмент. При этом отечественная экономика становится более привлекательной с точки зрения не только сбыта товаров, но и инвестиций, в том числе и для России. Россия как инвестор будет заинтересована не принимать "карательные" меры обиженной стороны и профинансировать адаптационный период евроинтеграции, получив выход на европейский рынок. Мы же минимизируем риски проявления глобальных минусов ассоциации с ЕС.
Очевидно, что одним из условий дальнейшей евроинтеграции будет необходимость усиленного контроля над налоговыми резидентами и имплементация антиофшорного законодательства. Все это может привести к дополнительным ограничениям при использовании нерезидентных юрисдикций для построения схем работы. Но это также значит, что украинский бизнес получит новый стимул для развития и начнет использовать цивилизованные методы международного налогового планирования.
Источник
http://finance.liga.net/economics/2013/11/26/opinion/36498.htm Наталья Ульянова,
юрист ООО
Юридическая фирма АйСиЭф (ICF Legal Service)
Источник И еще одно мнение:
Олег Царев о подготовке Соединенными Штатами революци
Click to view