Ассоциация с ЕС или Таможенный Союз? Налоговые преимущества

Nov 28, 2013 18:18

Очень адекватная статья Юриста. Рекомендую.

Ассоциация с ЕС или Таможенный Союз? Налоговые преимущества

Оба варианта развития событий могут быть интересны украинскому бизнесу. Но самым выгодным был бы вариант трехстороннего соглашения

Кабмин решил не подписывать cоглашение об ассоциации с ЕС, по крайней мере, на вильнюсском саммите. Одновременно с приостановкой евроинтеграции возобновился активный диалог с Россией относительно активизации торгово-экономических связей. Это значит, что мы, вроде, и не против вступить в Таможенный союз, но при этом не исключаем возможность подписания соглашения с ЕС в 2014. Вся эта неразбериха напоминает футбольное поле. С одной стороны - ворота Евросоюза, с другой - России. Украина - как мяч, который катится то в одну, то в другую сторону. В данной ситуации важно понять, что мы получим от попадания в каждые из ворот.

Рассмотрим, какие выгоды от ассоциации с ЕС возможны в разрезе построения украинского бизнеса с участием нерезидентных компаний:
  1. Полная отмена экспортных пошлин. Договор об ассоциации содержит раздел о взаимной отмене пошлин, сборов и платежей при поставках товаров из Украины в ЕС и наоборот. Беспошлинный доступ к одному из самых больших в мире рынков может создать новые возможности для экспорта украинских товаров, особенно для украинских компаний, поставляющих в Европу сырье и полуфабрикаты. Для них это означает увеличение производства. Кроме того, отмена пошлин - это свободное передвижение товаров и обеспечение возможности предоставления украинской стороной услуг для европейских компаний, а также повышение инвестиционной привлекательности украинских производителей, что стимулирует развитие давальческих схем.

  2. Упрощение таможенных процедур сохранит миллионы евро таможенных тарифов, а реальная возможность ускорения таможенных процедур за счет проведения совместного контроля на границе станет еще одним аргументом в пользу выбора украинской компании-контрагента для операций импорта/экспорта.

  3. Либерализация режимов иностранного инвестирования может дать толчок увеличению объемов инвестиций из стран-членов ЕС в экономику Украины и  открывает существенные долгосрочные перспективы. Ассоциация может упростить движение капитала из Украины в ЕС и обратно и стимулировать приток нерезидентных инвестиций.

  4. Интеграция финансовых рынков Украины и ЕС. Условия ассоциации предполагают, что в Украине появятся филиалы западноевропейских банков и других финансовых учреждений. Это, безусловно, повлияет на условия открытия счетов для резидентов Украины в зарубежных банках и на возможности работы с западноевропейскими биржами.  Резиденты, как юрлица, так и физлица, получат доступ к кредитам/депозитам/платежным картам зарубежных банков. В свою очередь, изменится процентная политика украинских банков, которые будут привлекать депозиты и выдавать кредиты  по европейским ставкам. Вероятно также появление новых стимулов роста украинского фондового рынка.

  5. Возможность инвестирования в зарубежные предприятия. Украинские компании смогут открывать в ЕС филиалы/дочерние предприятия, которые смогут работать на тех же условиях, что и местные компании.  Возможность эта интересна как физлицам-резидентам (что касается вероятного трудоустройства и связанных с этим льгот), так и юрлицам (как дополнительная опция налогового планирования).

Минусы ассоциации довольно детально описаны противниками евроинтеграции. Среди основных:
  1. Снижение производства из-за высоких стандартов ЕС.

  2. Девальвация гривни из-за  уменьшения экспорта в страны торгового союза и увеличения импорта из ЕС.

  3. Рост цен. В частности, это касается цен на электроэнергию и газ украинской добычи.

  4. Безработица из-за падения отечественного производства.

Объективные риски есть и, прежде всего, в ближайшем обозримом будущем.  Их действительно много, но они могут быть краткосрочными при правильной адаптации, предусмотренной самим Соглашением. Ведь конкурентоспособные предприятия сразу же смогут воспользоваться преимуществами ассоциации, в то время как доходность других компаний сначала может снизиться из-за усиления конкуренции. Но после адаптационного периода, при стимулирующем инвестиционном климате (что не только возможно, но очень даже вероятно) такие предприятия тоже смогут воспользоваться преимуществами ассоциации.

О каких же выгодах можно говорить при Таможенном союзе с Россией?
  1. Возобновление производственной кооперации, которая гарантирует массовое трудоустройство и сохранит  "жизнедеятельность" старых отлаженных схем налогового планирования.

  2. Открытие новых выходов на рынок стран Таможенного союза, которые упразднят существующие таможенные ограничения и будут интересны ряду производственных отраслей при построении экспортных схем.

  3. Россия - богатый инвестор.

  4. Новый виток развития бизнеса с Китаем, что станет возможным из-за аннулирования внутренних границ между странами ТС.

В дополнение Украина получает ряд минусов, которые значительно ограничивают развитие и модернизацию украинского бизнеса:
  1. Увеличение пошлин на импорт из остальных стран в полтора-два раза.

  2. Значительная экспансия российского бизнеса.

  3. Отсутствие возможности контролировать размер таможенных пошлин.

Оба варианта развития событий могут быть интересными для реструктуризации украинского предпринимательства. Но самым выгодным был бы вариант негласного трехстороннего соглашения, о котором, кстати,  уже говорили в Кабинете министров.  Украина подписывает соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС, что активизирует украинский деловой сегмент. При этом отечественная экономика становится более привлекательной с точки зрения не только сбыта товаров, но и инвестиций, в том числе и для России. Россия как инвестор будет заинтересована не принимать "карательные" меры обиженной стороны и профинансировать адаптационный период евроинтеграции, получив выход на европейский рынок. Мы же минимизируем риски проявления глобальных минусов ассоциации с ЕС.

Очевидно, что одним из условий дальнейшей евроинтеграции будет необходимость усиленного контроля над налоговыми резидентами и имплементация   антиофшорного законодательства. Все это может привести к  дополнительным ограничениям при использовании нерезидентных юрисдикций для построения схем работы. Но это также значит, что украинский бизнес получит новый стимул для развития и начнет использовать цивилизованные методы международного налогового планирования.

Источник http://finance.liga.net/economics/2013/11/26/opinion/36498.htm

Наталья Ульянова,
юрист ООО Юридическая фирма АйСиЭф (ICF Legal Service)
Источник

И еще одно мнение:

Олег Царев о подготовке Соединенными Штатами революци

image Click to view

евромайдан

Previous post Next post
Up