За последнее время я прочел несколько книг про стартапы. По сути, они говорят об одном и том же: соберите хорошую команду, работайте быстро, внимательно прислушивайтесь к вашим пользователям и не "маринуйте продукт". Сейчас я коротко поделюсь впечатлениями.
Первая книга, с которой я начал, называется "The Four Steps to the Epiphany" ("Четыре шага к озарению")
Стива Бланка. Приобрел я ее потому, что еще давно увидел весьма лестный отзыв о ней в блоге
Юры Лифшица. Это фундаментальный труд об этапах развития стартапа в контексте парадигмы, которую автор называет "Customer Development". Что-то вроде библии для начинающих бизнесменов. Не уверен, что с нее надо было начинать, потому что чтиво, тем более, по английски, было куда сложнее первых страниц "Игры в бисер". Мучительный процесс состоял в том, чтобы подчеркивать карандашом многочисленные непонятные слова, а затем выписывать их перевод. Потом я стал загонять их в свой словарь на LinguaLeo. Это все меня довольно сильно "прокачало" -- как в понимании сути проблем, так и в английской терминологии. До "озарения" я прошел только половину из четырех книжных шагов --- в планах начать читать ее еще раз сначала и наконец осилить целиком.
Затем я купил еще две книги, уже в русском переводе. Первая называется "Стартап в сети". Это советы менторов и участников программы акселлерации стартапов
TechStars, переведенные на язык Страны Советов. А в оригинале книга называется
так. Ну, что сказать, перевод вольный. Нормальный такой маркетинговый ход. Книга эта меня подбешивала двумя вещами. Во-первых, был в ней какой-то трудноуловимый самодовольный пафос в сочетании с панибратским тоном. Точно такое же ощущение я испытывал от лекций седобородого преподавателя по истории искусств, которые слушал в рамках курса на Мосфильме: они были увлекательны и высокопрофессиональны, но я почему-то испытывал неизъяснимое отвращение к происходящему. Очень странное ощущение.
Но я отвлекся. Второе, чем меня выбешивал "Стартап в сети", так это тем, что если коротенькая глава в три страницы заканчивалась несколькими строчками на правой части разворота, то потом следовал почти полностью пустой лист. Таким образом, книга состоит из пустого пространства процентов на 20. Может, они решили таким образом продемонстрировать баланс труда и отдыха, о котором пишут? Да, и третье, переводчики опустили юридические советы для американцев, но ничего не включили для нас взамен. Но вообще, это все не страшно, потому что многие советы действительно весьма и весьма ценны.
Вторая книга, которую я купил и прочитал, точнее, даже просмотрел ---
"Построение бизнес-моделей". Она научила меня визуальному подходу к проблеме построения этой самой бизнес-модели. Да и в целом я еще раз убедился в важности дизайна --- что он часто отражает суть явления и даже продукта не хуже, чем слова и функции. Но можно было практически с тем же успехом пролистать ее в электронном варианте -- благо, она бродит по сети в свободном доступе. Я, правда, не очень люблю читать книги с экрана.
Кстати, есть еще полезный LifeHack на сайте
http://www.hopesandfears.com/. Каждую неделю они коротко и достаточно четко резюмируют одну бизнес-книгу в разделе
"Кейсы".
Но среди вороха просто полезной и просто приятной литературы о предпринимательстве есть настоящий бриллиант. Это гениальная книга мастер-классов
Гая Кавасаки, которая в оригинале называется "The Art of the Start". Ее мне порекомендовал Макс Нальский, за что ему большое спасибо! Книга написана понятно, дельно и очень остроумно. В конце Гай пишет: "Также я надеюсь однажды познакомиться с вами. И если у вас будет при себе эта книга, вы сможете продемонстрировать мне сделанные вами заметки на полях, загнутые уголки страниц, подчеркнутый тут и там текст. Нет ничего более лестного для автора, чем видеть свою книгу изрядно потрепанной."
Окей, я потрепал свой электронный вариант этой книги, и пока нахожусь слишком далеко для личного знакомства. Поэтому я написал письмо в три строчки, с заголовком "just thanks!". Ответ от Кавасаки с пожеланиями удачи пришел в тот же день. Я и не сомневался: умные люди не преминут воспользоваться своими собственными добрыми советами.