Региональные художественные музеи в СССР часто оставались в тени "гигантов", таких как Эрмитаж, Третьяковская Галерея, Русский Музей в Ленинграде, Пушкинский музей в Москве.
Центральные музеи во все времена снимали сливки, обладая первоклассными коллекциями русской и западноевропейский живописи. Региональные, а точнее, провинциальные музеи, всегда комплектовались по остаточному принципу. Что-то дарили сами художники или завещали местные коллекционеры, иногда центральные музеи отдавали с барского плеча второстепенные картины русской и западноевропейской живописи. В первые годы после революции просто свозили конфискованные картины с окрестных поместий в одно помещение и создавали таким образом очередной областной музей. Были и исключения, музеи созданные еще до революции и обладавшие богатыми фондами благодаря местным меценатам.
Как известно, история любит шутить, так произошло и с "второстепенными" картинами, которые оседали в основном в областных музеях. В результате, в них оказались прекрасные картины художников золотого века и лучших представителей искусства 20-ых годов.
В конце 70-ых начале 80-ых издательство "Художник РСФСР" начало выпускать серию альбомов, посвященных областным и республиканским музеям. Один из таких альбомов представлял картины из фондов Тульского художественного музея. Когда я открыл этот альбом, моему удивлению не было предела. Прекрасная коллекция художников 18-го и 19-го веков, Антропов, Тропинин, Рокотов, Соколов, Брюллов, Айвазовский, Боголюбов, Маковский, Шишкин, Суриков, Поленов, Серов и многие, многие другие. Но настоящим сюрпризом стала подборка картин художников золотого века. Коровин, Нестеров, Врубель, Стеллецкий, Серебрякова, Борисов-Мусатов и последовавшие за ними возмутители спокойствия, Григорьев, Гончарова, Фальк, Федоров, Шевченко, Ульянов, Лентулов, Шегаль, Осьмеркин, Штеренберг, Волков, Лебедев, короче, формализм на формализме.
Борис Григорьев, Циркачка, 1917-1918
То, что вызвало мое удивление, стало сигналом тревоги для действительных и прочих членов Академии Художеств СССР. Формализм, ату его!
Действительный член АХ СССР А. Лебедев разразился разгромной статьей. Сделав пару реверансов в начале, он обрушился на составителей:
"Наряду с высокохудожественными произведениями в альбоме порой фигурируют слабые в смысле идейного содержания и техники выполнения произведения. Они не способны выполнять воспитательную функцию, не могут служить примером и образцом художественного мастерства. Вызывает, например, удивление включение в альбом примитивного "Натюрморта" Д.Шетеренберга, лишенного эстетических достоинств, или написанной без учета элементарных законов изобразительной грамоты картины Н.Андронова "Гроза над Озером".
Слабыми, порой незаконченными работами представлены такие известные художники как Р. Фальк, Б. Григорьев. Излишне много внимания уделено "Бубновому Валету"..."
Вот он, этот опус, щелкните мышкой, чтобы помотреть его в увеличенном масштабе.
Альбом был выпущен в 1983-ем, готовился в печать в 1981-1982, годы, когда казалось, что время остановилось. Нужно было определенное гражданское мужество со стороны составителей и редакторов альбома, не могу не высказать им моего уважения:
Составитель - С.Ф. Нечаева
Вступительная статья - Т.В. Попова
Оформление и макет В.Д. Гончаренко
Редактор - Г.И. Чугунов
Давйте посмотрим на картины, вызвавшие такую бурную реакцию со стороны академика.
Петр Кончаловский, Город Кассис, 1913
Д.С. Стеллецкий, Утро и День, 1912
Дмитрий Стеллецкий, Вечер и Ночь, 1912
Зинаида Серебрякова, Люксембургский сад, 1930
Наталья Гончарова, В мастерской художника, 1907
Владимир Лебедев, Девушка с букетом, 1933
Александр Шевченко, Цыганский хор, 1928
Михаил Нестеров, Портрет сына в испанском костюме, 1933
Александр Дейнека, Бег, 1932
Александр Осмеркин, Чествование художника Якулова, 1929
С высоты сегодняшнего дня, совершенно невинные картины, но почему-то в них видели угрозу советской власти.
Какие устои мог сокрушить натюрморт Давида Штеренберга, к тому же, без его любимой селедки.
Что уже говорить про печально знаменитую "бульдозерную выставку"?
Многие сейчас испытывают ностальгию по СССР, как там было здорово и все такое, но иногда полезно освежать память...
P.S. Сегодня пришло печальное известие о смерти художника Дмитрия Жилинского.
Ушел из жизни мастер, воспитавший многих учеников. В Тульском музее есть одна из его самых известных картин:
Лето. Семья художников Ивановых, 1976
Памяти художника Дмитрия Жилинского